15.12.2022
Консультация для родителей
Игры для формирования фонематического слуха
у дошкольников
Игра:«Эхо»
Цель игры: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия
Играть можно вдвоем
или большой группой.
Перед игрой взрослый
обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в
горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале,
вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а
вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит:
”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете.
А теперь давайте поиграем в игру « эхо».
Затем назначают
водящего — «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых
слов (например «ау»), затем перейти к трудным и длинным (например «автобус»).
Можно использовать стихотворные и
прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце
встало!”).
Игра: «Живая азбука»
Цель
игры: развитие звукового различения.
Карточки с изображением букв раскладываются перед детьми на
столе изображением вверх. Ребёнок подбирает слово с этим звуком и забирает
букву себе. Выигрывает тот, у кого больше карточек с буквами. Игра продолжается
до тех пор, пока они все не будут разобраны.
Игра
«Заколдованное слово»
Цель игры: развитие фонематического слуха и звукового анализа слов
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом
волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из
замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это
объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово
считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая,
причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети
исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника,
который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены
буквы.
Взрослый называет
слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из
которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно,
с проговариванием всех гласных. Начинают с простых слов, затем усложняя
”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о,
к, о”.
Игра: «Путаница»
Цель игры: развитие звукового
различения.
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать
звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть
(или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку
огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку,
в конце поставил дочку.
Нужно задать
вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
Игра:
«Починим телефон»
Цель
игры: развитие фонематического слуха, слуховой памяти.
Играть лучше всего
втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию
известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо
произносит некоторое слово своему соседу на ухо и старается запомнить его.
Следующий игрок, повторяет услышанное слово и передает следующему участнику. Игра продолжается до тех
пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.
Последний участник должен произнести его вслух. Все
удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые
передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается.
Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что
”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно
следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2022
Дата обновления: 27.12.2022
Дата публикации: 15.12.2022