24.04.2023
Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего
детства. Первой музыкой,
которую он слышит, является песня матери. Она её напевает, убаюкивая ребёнка.
Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира
составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки,
которые ребёнок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе
местные особенности народного творчества.
А. Пушкин, М. Горький, К. Ушинский, художники: П.
Фёдоров, И. Репин; композиторы: М. Глинка, М. Мусоргский
и другие не раз в своих воспоминаниях подчёркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в детстве.
Будучи ещё ребёнком, М. Глинка страстно любил слушать крестьянские песни и
смотреть крестьянские хороводы и пляски. «Быть может, эти песни, слышанные мною
в ребячестве, были первою причиной того, что в последствии, я стал
разрабатывать русскую народную музыку»,
- пишет он в своих воспоминаниях.
Объём звуков многих простых народных песен соответствует небольшому
диапазону детского голоса. Например песня «Петушок» построена
на четырёх звуках, песня «Как у нашей Дуни» -
на пяти, «Котя – котенька – коток»- на семи звуках. Для
классической музыки характерным
является вводный тон. Ритм несложных народныхмелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и
четвертей. Размер обычный – двух и трёхдольный. Музыкальные фразы часто оканчиваются
четвертями, что удобно для детского дыхания.
Народные мелодии хорошо звучат и без
инструментального сопровождения. Простота содержания и формы, ясность и правдивость
чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным средством
художественного воспитания детей.
Они легко усваивают народную мелодию и поют её чисто и без
поддержки музыкального инструмента.
Ребёнок, воспитанный на русской народной музыке,
хорошо поймёт классическую музыку Глинки, Чайковского.
Придавая большое воспитательное
значение народной песне, мы должны:
• бережно относиться к мелодии и
тексту народной песни как к
художественному целому, не допуская самовольных искажений.
• помочь детям правильно, чисто и выразительно исполнять её
естественным детским голосом.
• внести песню в детский быт, исполняя её без инструментального
сопровождения и по возможности связывая с движениями.
• развивать у детей интерес, любовь и
вкус к подлинной народной песне.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2023
Дата обновления: 24.04.2023
Дата публикации: 24.04.2023