14.01.2022
«Роль родителей в приобщении
дошкольников к здоровому образу жизни»
Российскими педагогами-практиками давно доказано, что
благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть
реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов
– детского сада и семьи.
Совместная деятельность воспитателей и родителей по
сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни,
основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и
глубокое социальное значение.
В условиях демократизации образования, многовариативности
его форм и содержания стали значимыми образовательные потребности семьи. Ныне
она выступает как социальный заказчик разноуровневого, дифференцированного
образования, источнике целеполагания в программе развития ДОУ и деятельности
конкретного педагога.
В Национальной доктрине образования (утвержденной
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751) воспитание здорового образа
жизни рассматривается как одна из основных задач образования.
В настоящее время в связи с катастрофическим ухудшением
состояния здоровья населения особенно остро проблема здоровья подрастающего
поколения.
В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда
была приоритетной. Что только не предпринималось и не предпринимается для того,
чтобы дети не болели! Вводились всевозможные закаливающие процедуры, включая
самые экстремальные, оборудовались физиокабинеты, детский сад превращался чуть
ли не в филиал поликлиники, а дети как болели, так и болеют.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается
в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации
способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к
сожалению, не всегда меняет поведение людей.
В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в
семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель
семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать,
едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное
отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у
родителей.
Важным элементом семейного воспитания является физическое
воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную
активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное
физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению
здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.
Следовательно, возрождение традиций семейного физического
воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения
здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами
деятельности во время пребывания дома являются подвижные игры (50%, занятия
рисованием и лепкой (30%, пешие прогулки вместе с родителями (27%,
прослушивание рассказов, сказок (26%, просмотр детских телевизионных передач
(26%, конструирование (17%). Занятиям физическими упражнениями с родителями
отводится лишь восьмое место (12%, что не вызывает оптимизма.
Опрос в форме беседы 100 детей в возрасте 4-7 лет показал,
что наиболее предпочитаемым видом их деятельности во время пребывания дома
является просмотр детских телепередач (видео). Установленный факт констатирует
дефицит двигательной активности дошкольников во время их пребывания в домашних
условиях, что служит одним из факторов, обусловливающих недостаточный уровень
здоровья детей.
Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание
укреплению здоровья своего ребенка, по крайне мере, несколько раз в неделю, 28%
- только в выходные дни, 27% - ежедневно, 4% - во время отпуска и лишь 4%
респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными
причинами, мешающими родителям уделять внимание здоровью детей, являются:
дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%, отсутствие
специальных знаний и умений (32%) ; 23% респондентов считают, что их ребенок и
так достаточно здоров, 21%- указывают на недостаточный уровень материальной
обеспеченности, 15% - признались в собственной инертности, лишь 6% родителей
отметили, что не видят в этом смысла.
В такой ситуации, увеличить степень активности родителей
возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ДОУ и
семьи.
Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка
возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов,
обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и
социума.
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой
происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика
рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно,
сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном
потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах
взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.
Роль семьи в формировании личности является исходной,
определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не
может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически
развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку
социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает
уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу
любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым
обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного
эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение
осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в
тесном контакте с семьей. Без помощи со стороны семьи оздоровительная работа,
организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема
состоит в нахождении победительных стимулов, заставляющих родителей по-иному
взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.
Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное
представление о динамике развития и состоянии здоровья каждого конкретного
ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и
образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка
потребности к здоровому образу жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.01.2022
Дата обновления: 14.01.2022
Дата публикации: 14.01.2022