Рабочая программа музыкального руководителя

1

Содержание
№п/п
I
1.
1.1
1.2
1.3
1.4.
1.5
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
II
3.
4.
5

6.
7.
III
8.
9.
10.
11.
12.

содержание

стр
Целевой раздел

Пояснительная записка основной образовательной
Программы МБДОУ - детского сада №489
Введение
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Принципы и подходы к реализации программы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений , цели
Значимые характеристики, особенности развития детей
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
основной образовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры образования в раннем дошкольном возрасте возрасте
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры программы части, формируемой участниками образовательных отношений
Педагогическая диагностика
Содержательный раздел
Содержание программы в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными
особенностями, состоянием здоровья

3
3
3-4
4
4- 5
5

Взаимодействие ДОУ и социума (часть, формируемая участниками педагогического процесса)
Взаимодействие с родителями
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий (часть, формируемая участниками педагогического процесса)
Традиционные праздники и развлечения в МБДОУ
Организация развивающей предметно пространственной среды
Программно – методическое обеспечение

17
18

5
5-6
6
6 -8
9-13
13- 15
15-17

18-20
20
21
21-22
22-23

2

I. Целевой раздел
1.

Пояснительная записка рабочей программы по музыкальной деятельности

1.1.Введение
Рабочая программа по музыкальной деятельности разработана с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре
основной общеобразовательной программы и в соответствии с возможностями и особенностями детей раннего и дошкольного возраста (с 2 до 7 лет)
В рабочей программе определены основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности как одного из видов продуктивной
деятельности детей дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада.
Основой для разработки рабочей программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста явились Образовательная Программа ДОУ, обязательная часть,
разработанная с учётом концепций и содержания Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой;
части,
формируемой
участниками
образовательного
процесса,
программы
«Ладушки»
И.М.Каплуновой,И.А.Новоскольцевой. Включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Уральского края через реализацию
программы: Толстиковой О.В., Савельевой О.В. «Мы живём на Урале»;
Основанием для написания программы явились следующие документы:
 - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
 - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
 -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа
дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
 - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.304
1.2.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.3.

развитие музыкальных и творческих способностей детей, позволяющих органично включиться в различные виды продуктивной деятельности.
ЗАДАЧИ
Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия музыкальных образов и представлений развития выразительных
движений.
Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей, потенциально одаренных детей.
Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре Уральского региона.
Способствовать освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Развивать творческие способности детей и навыки владения «мышлением тела» (моторной памяти).

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:

ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.
2. Целостность в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение,
слушание, игры и пляски, музицирование;

3

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой
деятельности;
в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских
народных песен и попевок, разучивание народных игр и
хороводов).
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение
поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
5. Принцип партнерства и сотрудничества.
6. Принцип развивающего характера обучения.
7. Интеграция развития музыкальности ребенка с другими видами художественно-эстетической деятельности
8. Принцип положительной оценки деятельности детей.
9. Принцип импровизации – непосредственная образовательная деятельность рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое
взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие
образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка.
Разработанная программа предусматривает:
Включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Уральского края через реализацию программы: Толстиковой О.В., Савельевой
О.В. «Мы живём на Урале»;
Успешное развитие личности возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде определенной территории, что становится возможным при
единстве целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека, семьи.
1.4. Цели программы «Мы живём на Урале»
1. Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной
составляющей образования.
2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному
наследию своего народа.
3. Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного
отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
4. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
5. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
1.5. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К
4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя,
лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных
инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
Возрастная характеристика контингента детей 4-5 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении

4

К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе
начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню,
станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
Возрастная характеристика контингента детей 5-6 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия.
Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением
ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются
первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
Возрастная характеристика контингента детей 6-7 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении
Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и
выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое
движение.

2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
2.1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и
игрушек;
-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства;
2.2.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

5

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2.3. Целевые ориентиры программы части, формируемой участниками образовательных отношений - «Мы живем на Урале»
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного
замысла на материале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае (их достопримечательностях, природных особенностях,
выдающихся людях), использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
-ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного, музыкального
творчества;
2.4. Педагогическая диагностика
Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики –
карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективу развития каждого ребенка в ходе музыкальной
деятельности

Целевые ориентиры музыкальной деятельности детей 4 года жизни ( младшая группа)

6

Фамилия
Имя
ребенка

Понимают
содержание песни

Поет не не отставая
и не опережая
других

Узнают знакомые
муз. произведения
(песню)

Различает звуки по
высоте

Слушает
музыкальное
произведениедо
конца
Замечает изменение
в звучании «тихо»,
«громко»

выполняют простые
танц. движ

Муз.-ритм. движения

Умеют играть на
металлофоне
простейшие
мелодии на одном
звуке

Слушание

Выполняют
танцевальные
движения:
пружинка,
Выполняют
движение парами
движения
с
по кругу
предметами
Знают детские
муз. инструменты

Пение

выполняют танц.
движ отвечающие
характеру музыки

Вместе с другими
детьми начинают
и заканчивают
пение

Поют протяжно,
четко произнося
слова

Узнают песню по
мелодии

Слушает
музыкальное
произведение до
конца
Замечает
изменение в
звучании «тихо»,
«громко»
Различает звуки
по высоте в
пределах сексты –
септимы

Показатели

Эмоционально
откликаются на
чувства, выраж. в
музыке

Фамилия
Имя
ребенка

Эмоционально
откликаются на
чувства, выраж. в
музыке

Показатели
Знают детские муз. инструменты

1.
2.

Целевые ориентиры музыкальной деятельности детей 5 года жизни (средняя группа)
Игра на детских муз.
инструм

1.
2.

Целевые ориентиры музыкальной деятельности детей 6 года жизни (старшая группа)

7

Фамилия
Имя
ребенка
Слушание

Умеют играть на
металлофоне по
одному и группой

Знают детские муз.
инструменты

Самостоятельно
инсценируют песни,
хороводы

Муз.-ритм. движения

Игра на детских муз.
инструм

Умеют играть на
металлофоне
простейшие
мелодии на 2-4з
звуках

Муз.-ритм. движения

Знают детские
муз. инструменты

Пение

Выполняют танц.
Движения

Выразительно
двигаются в
соответствии с
характером музыки

Поют
индивидуально и
коллективно в
сопровождении
муз.инструмента

Пение

Выразительно
двигаются в
соответствии с
характером
Выполняют танц.
музыки
Движения (шаг с
притопом,
приставной шаг,
боковой
галоп,
Инсценируют
переменный
игровые песнишаг)

Поют
индивидуально и
коллективно

Исполняют песни
выразительно

Отчетливо
произносят слова

Поют без
напряжения, плавно.,
легким звуком

Различают высокие
и низкие звуки в
пределах квинты

Различают звучание
музыкальных
инструментов

Слушание

Чисто
интонируют
мелодию

Определяю т
настроение,
характер
музыкального
Различают части
произд.
музыкального
произведения

Определяют жанр
музыкального
произведения

Показатели

Различают жанр
музыкального
произведения

Фамилия
Имя
ребенка

узнают мелодию
государственного
гимна

Показатели
Игра на детских муз. инструм

1.
2.
Целевые ориентиры музыкальной деятельности детей 7 года жизни (подготовительная к школе группа)

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

3.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От
рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой)
Художественно-эстетическое развитие предполагает
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы;
 становление эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
 реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).



Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной
выразительности, свойственные разным видам искусства.

Задачи:
1. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
2. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, воображения, образных представлений, художественно-творческих способностей.
3. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.), удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Содержание психолого-педагогической работы
младшая группа
(3 – 4 л.)







Музыкальная деятельность:
-развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с
музыкальными и немузыкальными звуками;
-развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные
контрастными средствами;
-формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах
музыкальной выразительности, характере музыки;
-учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во
время музыкальных занятий;
-развивать и обогащать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умение различать
элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания
соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со

9

звуками, музыкально-дидактических игр;
-способствовать развитию певческих навыков, петь индивидуально и группами;
-развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт, опыт манипулирования с предметами,
звукоизвлечения;
-развивать умение сравнивать разные по звучанию предметы;
-развивать и обогащать опыт двигательно-активных видов музыкальной деятельности: музыкальноритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных
певческих умений в процессе подпевания взрослому, экспериментирования со звуками, музыкальнодидактических игр, игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного
пения;
-способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных
образов;
-развивать умение двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыки;
-познакомить с детскими инструментами: дудочка, металлофон, колокольчик, бубен, погремушка,
барабан и их звучанием;
-способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских музыкальных
инструментах;
-развивать и обогащать умение импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в
музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить слушать музыкальное произведение до
конца, понимать характер музыки, рассказывать, о чем поется в песне
Средняя группа
(4 – 5 л.)

Музыкальная деятельность:
-продолжать развивать любознательность, активность, интерес к разным видам самостоятельной
музыкальной деятельности;
-развивать эмоциональную отзывчивость на яркие «изобразительные» образы, способность понимать
«значения» образа (это – лошадка), развивать способности решать интеллектуальные и личностные
задачи, связанные с самостоятельным выбором предпочитаемых видов музыкальной деятельности,
творческими импровизациями в предпочитаемых видах музыкальной деятельности;
-формировать первичные представления о «изобразительных» возможностях музыки, богатстве
музыкальных образов;
-стимулировать к овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, пение, танец, элементарное
музицирование);
-формировать умение соблюдать элементарные правила поведения в коллективной музыкальной
деятельности;
-формировать умения следовать показу и объяснению при разучивании песен, танцев и т.д.;
-развитие и обогащение представлений о свойствах музыкального звука, опыта слушания музыки,
музыкальных впечатлений, слушательской культуры, умений интерпретировать характер
музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать

10

выразительные средства музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной,
классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, продуктивной интегративной
деятельности (рисование под музыку);
-развитие и обогащение
двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных
произведений, координации слуха и голоса, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания,
дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, освоение элементов
танца и ритмопластики, умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки в
процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок,
распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;
-обучать выразительному пению, различать на слух звуковысотные, ритмические и динамические
изменения в мелодии, учить петь с инструментальным сопровождением и без него, формировать
певческие навыки, используя игровые приемы и известные детям образы;
-продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Совершенствовать танцевальные движения;
-формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках,
барабане, металлофоне;
-развитие и обогащение потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного
исполнительства, выбирать предпочитаемый вид исполнительства, переноса полученных знаний и
умений в самостоятельную деятельность, импровизировать, проявляя творчество в процессе
исполнения музыки в совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертахимпровизациях;
-поддерживать элементы творчества и импровизационности в ролевом поведении, музыкальном
движении, речевом интонировании; способствовать развитию эмоционально-образного исполнения
музыкально-игровых упражнений
-учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы.
Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст;
-расширять музыкальный кругозор детей путем их знакомства доступными детскому восприятию и
исполнению музыкальными произведениям;
-знакомить детей с мелодией и составляющими ее интонациями, используя яркие в мелодическом
исполнении песни; с музыкальными инструментами и их звучанием
Старшая группа
(5 – 6 л.)

Музыкальная деятельность:
-развивать любознательность, активность, интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств,
настроений;
-развивать эмоциональную отзывчивость на настроение и характер музыки, способность понимать
настроение образа (болезнь куклы);
-способствовать овладению средствами сообщения о своем настроении с помощью музыки;
-развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с
самостоятельным исполнением музыки разными способами (пение, танец, элементарное
музицирование), творческой интерпретацией, придумыванием характеров музыкальных образов и

11

средств выразительности;
-формировать первичные представления о «выразительных» возможностях музыки, богатстве
музыкальных настроений и эмоций;
-стимулировать стремление к достижению результата музыкальной деятельности (спеть хорошо
песню, хорошо станцевать танец);
-воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности;
-развитие и обогащение представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их
выражения, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры,
представлений о средствах музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях,
умений понимать характер музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной,
классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного
музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности;
-развитие и обогащение умений использовать музыку для передачи собственного настроения,
певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на
детских музыкальных инструментах, танцевальных умений в процессе совместного и
индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных,
пластических, танцевальных этюдов, танцев;
-развитие и обогащение самостоятельного, сольного исполнения, умений импровизировать, проявляя
творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений, разворачивать игровые
сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и
детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх;
-продолжать развивать музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый,
динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность
-способствовать развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизация мелодий на
детских муз.инструментах, учить импровизировать мелодию на заданный текст, формировать
танцевальное творчество
формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, классической, народной
и современной музыкой;
-учить различать жанры музыкальных произведений
Подготовительная группа
(6 – 7 л.)

Музыкальная деятельность:
-развивать любознательность, активность, интерес к музыке разных жанров и стилей, к музыке как
средству самовыражения;
-развивать эмоциональную отзывчивость на не программную музыку, способность понимать
настроение и характер музыки;
-воспитывать слушательскую культуру (культуру восприятия музыки);
-формировать первичные представления об элементарных музыкальных формах, жанрах музыки,
некоторых композиторах);
-развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с

12

самостоятельным созданием музыкальных образов-импровизаций, попытками элементарного
сочинительства музыки;
-формировать умения выразительно, исполнять музыкальные произведения (песни, танцы,
инструментальные пьесы в оркестре);
-инициировать стремление перенести полученные умения в самостоятельную музыкальную
деятельность;
-стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, совместное исполнение,
совместное творчество);
-развитие и обогащение представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, опыта
слушания музыки, музыкальных впечатлений,
слушательской культуры, представлений о
композиторах и их музыке, элементарного анализа форм в процессе слушания соответствующей
возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед
элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности;
-совершенствование певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности),
умений игры на детских музыкальных инструментах, танцевальных умений, выразительного
исполнения в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений,
попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев;
-развитие и обогащение умений организации самостоятельной деятельности по подготовке и
исполнению задуманного музыкального образа, умений комбинировать и создавать элементарные
оригинальные фрагменты мелодий, танцев в процессе совместной деятельности педагога и детей,
творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх

4. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
направления развития и
образования детей (далее образовательные области):
Художественное –эстетическое
развитие
музыкальная деятельность

Формы работы
Младший дошкольный возраст







Слушание соответствующей
возрасту народной,
классической, детской музыки
Экспериментирование со

звуками
Музыкально-дидактическая игра
Разучивание музыкальных игр и танцев
Совместное пение
Наблюдение

Старший дошкольный возраст
 Музыкальные занятия
 Праздники, развлечения
 Индивидуальные музыкальные занятия
Театрализованные музыкальные игры
 Слушание соответствующей
возрасту народной, классической, детской музыки
 Музыкально-дидактические игры
 Игры с пением

13





Методы и способы
направления развития
и образования детей
(далее образовательные
области):
Художественное –
эстетическое
развитие
музыкальная
деятельность

Музыкальные занятия
Праздники, развлечения
Самостоятельная
деятельность
развивающей среде

Методы и приёмы










Наглядные:
Непосредственное наблюдение (в
природе, на экскурсии)
Рассматривание игрушек, картин
Словесные:
Чтение
и
рассказывание
художественных произведений
Беседа
Объяснение
Практические:

в







Ритмические игры
Театрализованная деятельность
Оркестры
Ансамбли
Беседа
интегративного характера
элементарного
музыковедческого содержания)
 Интегративная деятельность
 Совместное и индивидуальное
музыкальное исполнение
 Музыкальное упражнение.
 Двигательный, пластический
танцевальный этюд
 Танец
 Пение
 Творческое задание
 Концерт
 Музыкальная сюжетная игра
 Самостоятельная деятельность в развивающей среде

Средства











Общение взрослых и детей
Мультфильмы, диафильмы, видеофильмы, телепередачи
Художественная литература
Изобразительное искусство, музыка, театр, музеи
Ритмические и танцевальные движения
Развивающая предметно-пространственная среда
ТСО
Игры и игрушки
Иллюстрации

14













Дидактические игры
Игры-драматизации
Дидактические упражнения
Загадывание
и
отгадывание
загадок
Хороводные игры
Творческие задания
музыкальное исполнение
Музыкальное упражнение
Попевка. Распевка
Двигательный, пластический
танцевальный этюд
Танец

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:
- игровые,
- сюжетны
- интегрированные формы образовательной деятельности.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его
с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких
таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких
образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается
только в старшем дошкольном возрасте
Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и
склонности.
5.Организация непрерывной образовательной деятельности (совместной) с детьми
В расписании непрерывной образовательной деятельности и инвариантной части учебного плана ДОУ предусмотрено следующее количество непрерывной
образовательной деятельности в неделю:
в младшей группе – 10 НОД по 15 минут
в средней группе – 11 НОД по 20 минут
в старшей группе – 14 НОД по 20-25 минут
Использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики,
привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире.

15

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ







непрерывная образовательная деятельность по музыкальному развитию -2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 72 в год
вечера досуга – 1 раз в месяц в каждой возрастной группе во второй половине дня по плану культурно-досуговой деятельности
самостоятельная игровая деятельность в группе
развлечения и праздники согласно годового плана работы МБДОУ и тематического плана.
индивидуальная работа по плану индивидуальной коррекции
(проводится с детьми 2 раза в неделю
как с одаренными, так и с теми, кто
нуждается в помощи)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА




Музыкальный руководитель - ребенок (диагностика, планирование, организация непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной
работы)
Музыкальный руководитель - воспитатель (консультации, семинары, выступление на педсоветах)
Музыкальный руководитель - родитель (пропаганда музыкальной культуры среди родителей, привлечение их к совместной деятельности на
праздниках и развлечениях, консультации, выступление на родительских собраниях, заседаниях родительского клуба)

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:





- слушание музыки
- распевание, пение
- музыкально-ритмические движения
- развитие чувства ритма, музицирование

СРЕДСТВА:







иллюстрации и репродукции;
дидактический материал;
игровые атрибуты;
музыкальные инструменты;
аудио- и видеоматериалы;
«живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы)

16

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ:










облегченная одежда детей в музыкальном зале;
организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
соблюдение мер по предупреждению травматизма

6.Взаимодействие ДОУ и социума

-

Взаимодействие с социальными институтами как условие обеспечение качества реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
ЦИК «Горный Щит»
Участие в выставках, смотрах-конкурсах, совместное проведение досуговой деятельности

-

Театральные коллективы и цирк:
«Грим-маски»
«Аниме»
Оренбурский цирк
Челябинский цирк

Театральные представления, праздники, досуговая деятельность, концерты

7.Работа с родителями на 2021 – 2022 учебный год.

17

№
п/п
1.

Мероприятия

Дата

- Посещение родительских собраний

сентябрь



2.


«Театрализованные игры с детьми дома»
- Консультативный пункт:
 «Музыка в семье»
Информационные стенды для родителей:
 «Интересные сведения о музыке»
 «Загадки о музыкальных инструментах»
«Правила игры на детских музыкальных инструментах»
 «Потешки для малышей»
 «Рисуем» картину звуками»
 «Музыкальные инструменты своими руками»
 «Музыка в общении с ребенком»

ноябрь
март
1 раз в квартал в каждой возрастной группе

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Музыкально-физкультурный зал
- баян 1;
- фортепиано 1;
- музыкальный центр 1;
- детские музыкальные инструменты:
 металлофоны – 15
 ложки – 50
 маракасы – 6
 трещотки – 10
 барабаны – 3
 бубны – 4
 ложки для ансамбля – 15
 кастаньеты – 10
 коробочки - 10
- музыкальные диски 29;
- карнавальные костюмы 12;

18

- маски и шапочки зверей:
 лисичка -2
 утенок - 1
 белочка -1
 корова -1
 медведь -3
 собачка -2
 бычок -1
 волк – 1
 заяц - 4
АУДИОПРИЛОЖЕНИЕ – ДИСКИ
1. «Праздник каждый день» - мл.гр. Д№2
2. «Праздник каждый день» - средняя гр. Д№1
3. «Праздник каждый день» - средняя гр. Д№2
4. «Праздник каждый день» - старшая гр. Д№1
5. «Праздник каждый день» - старшая гр. Д№2
6. «Праздник каждый день» - старшая гр. Д№3
7. «Праздник каждый день» - подг. гр. Д№1
8. «Праздник каждый день» - подг. гр. Д№2
9. «Праздник каждый день» - подг.гр. Д№3
10. «Дополнительный материал» - подг. гр. Д№1
11. «Дополнительный материал» - подг.гр. Д№2
12. «Песни от Дедушки Мороза»
13. «Хоровод» (любимые мелодии)
14. «Танцуют все» (танцы народов мира)
15. «Новогодние песни»
16. «Детские песни» (минус-плюс)
17. «Восточные мелодии»
18. «Детские песенки» - минусовки Д№1
19. «Детские песенки» - минусовки Д№2
20. «Народные песни» минусовки
21. «Выпускной бал» -2010г-2021г.
22. «Гимн РФ»
23. «Новый год 2011 - 2020»
24. «8 марта – 2011- 2020» минусовки
25. «25 лет детскому саду» - минусовка
26. «Маленькие звездочки -2012 -2020»
27. «Классика детям»

19

28. «Звуки природы»
29. «Колыбельные»

9.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их
индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты),
которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают
личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного
учреждения.
В календарно - тематическом планировании предусмотрено 36 недель -35 тем:
22 темы раскрывают основное содержание общеобразовательной программы, а 14 тем являются вариативными.
В вариативной части предусматривается:
содержание на местном материале о родном городе с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой родине;
приобщение ребёнка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, национально-культурным традициям, произведениям
уральских композиторов, исполнителей;
приобщение и сохранение традиций и обычаев предков, развитие представлений о быте народов Среднего Урала;
воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.
развитие представлений о природных богатствах земли уральской.
10.Традиционные праздники, досуги, развлечения в ДОУ:
Младший дошкольный возраст
«Осень»
«Мои любимые игрушки»,
«Игры - забавы»,
«Зима»

Старший дошкольный возраст
Праздник День знаний.
Осенний праздник.
Покровская ярмарка.
День здоровья (1 раз в квартал).

20

Новый год
Рождество
Инсценировки русских народных сказок,
День рождения детского сада.
Спортивные развлечения «Мы смелые и умелые»,
Масленица».
Мамин день,
Фольклорный праздник «Весна»,
Праздник «Лето».

Новогодний утренник.
Рождество.
Конкурс чтецов.
Зимний спортивный праздник.
День рождения детского сада.
День Защитников отечества.
Праздник 8 Марта.
Фольклорный праздник
«Масленица».
Юморина.
Праздник «День победы».
Выпускной бал
Праздник «Лето».
Летняя Олимпиада

11. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ
Вид деятельности, процесс
Участники
Музыкальнофизкультурный
зал

Образовательная
область
"Художественноэстетическое развитие", утренняя гимнастика
Праздники, развлечения, концерты, театры

Организация
культурой»

занятий

«Знакомство

Театральная деятельность

с

народной

Музыкальный
руководитель,
воспитатели, дети всех возрастных
групп
Музыкальный
руководитель,
воспитатели, родители, дети всех
возрастных
групп,
театральные
коллективы города и региона
Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
дети
дошкольного
возраста
Музыкальный
руководитель,
воспитатели, дети всех возрастных
групп, родители, гости,

21

12. Программно-методическое обеспечение
1.И.Каплунова, И.Новоскольцева Праздник каждый день Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста-младшая группа.:Санкт-Петербург,
«Композитор», 2017. – с. 45
2.«Праздник каждый день» (Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста – старшая группа) И.Каплунова, И.Новоскольцева, СанктПетербург, «Композитор», 2017.
3.«Праздник каждый день» (Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста – подготовительная группа) И.Каплунова, И.Новоскольцева,
Санкт-Петербург, «Композитор», 2017.
4.«Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением-2СД, младшая группа) И.Каплунова, И.Новоскольцева, Санкт-Петербург,
«Композитор», 2017.
5.«Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением – 2 СД, средняя группа) И.Каплунова, И.Новоскольцева, Санкт-Петербург,
«Композитор», 2017.
6.«Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением – 3 СД, старшая группа) И.Каплунова, И.Новоскольцева, Санкт-Петербург,
«Композитор», 2017.
7.«Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением – 3 СД, подготовительная группа) И.Каплунова, И.Новоскольцева, СанктПетербург, «Композитор», 2017.
8.«Праздник каждый день» (Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудиоприложением – 2 СД, подготовительная группа)
И.Каплунова, И.Новоскольцева, Санкт-Петербург, «Композитор», 2017.
9.«Этот удивительный ритм» (Развитие чувства ритма у детей) И.Каплунова, И.Новоскольцева, Санкт-Петербург, «Композитор», 2005.
10.«Как у наших у ворот» (Русские народные песни в детском саду) И.каплунова, И.Новоскольцева, Санкт-Петербург, «Композитор», 2003.
11.Л.Е.Кисленко Волшебные колокольчики. Утренники в детском саду; Ростов-на-Дону; «Феникс», 2005.
12.З.В.Ходорковская. Музыкальные праздники для детей раннего возраста. Сборник сценариев; М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 72с.
13.Л.Г.Горькова, Н.Ф.Губанова Праздники и развлечения в детском саду; М.: ВАКО, 2007.- 288с.
14.Н.В.Зарецкая Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста.-2 изд. – М.:Айрис-пресс, 2006.- 128с.
15.О.П.Власенко. Прощание с детским садом: сценарии выпускных утренников и развлечений для дошкольников; Волгоград: Учитель, 2007. -319с.
16.Н.В.Зарецкая Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста.- 3изд.-М.: Айрис-пресс, 2005.- 144с.
17.М.Б.Зацепина Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, - 64с.
18.М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей.-М.: МозаикаСинтез, 2006. – 136с.
19.С.В.Дубовик, О.Л.Черкасова. Сб. Хоровод круглый год. Музыкально- фольклорные композиции для детского хора. Серия «В помощь народно-хоровым
коллективам», выпуск – 13. – Екатеринбург: СГОДНТ, 2006. – 63с.
20.М.А.Давыдова Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2007. – 256с.
21.М.Б.Зацепина Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекоиендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.
22.М.Б.Зацепина Организация культурно- досуговой деятельности дошкольников. Учебно- методическое пособие; М.: Педагогическое общество России, 2004. –
144с.
23.Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий; М.: 5 за знания, 2006.- 192с.
24.Т.Н.Липатникова Праздник начинается. – Ярославль: Академия развития, 2006, - 224с.
25.М.Ю.Картушина Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 5-7лет. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112с.
26.Н.В.Пугачёва, Н.А.Есаулкова Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие; М.: Педагогическое общество России,
2005. -144с.

22

27.М.Ю.Картушина Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
28.М.Ю.Картушина Музыкальные сказки о зверятах. Развлечения для детей 2-3 лет. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104с.
29. « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 С.
30. И.Алексеева, И.Каплунова, И.Новоскольцева, Карнавал игрушек (праздники в детском саду). Пособие для музыкальных руководителей. Издательство
«Композитор», 2007.- 80с.
31.И.Каплунова, И.Новоскольцева Мы играем и поем (комплексные занятия в детском саду). Пособие для музыкальных руководителей. Издательство
«Композитор», 2009. – 88с.
32.И.Каплунова, И.Новоскольцева Карнавал сказок (праздники в детском саду). Пособие для музыкальных руководителей. Издательство «Композитор –СанктПетербург", 2007. -73с.
33.И.Каплунова, И.Новоскольцева Я живу в России (песни и стихи о Родине, мире и дружбе). Для детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста. Издательство «Композитор –Санкт-Петербург», 2008.- 125с.
34.О.П.Радынова Песня, танец, марш (конспекты занятий с нотным приложением) -2-е изд.. перераб.- М.: ТЦ Сфера,2016.- 240с. (2)
35. С.И.Мерзлякова Учим детей петь 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. -80с.
36.С.И.Мерзлякова Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. -176с

23


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».