Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 489 620902, г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Берегового 8а Тел/факс (343) 266-00-02; (343) 266-06-83 Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЛОГОРИТМИКА» Направленность: социально-гуманитарная Для детей 6-7 лет Срок реализации 1 год Екатеринбург, 2020 г. Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности в группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями. Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями. Не все дети могут посещать специализированные логопедические дошкольные учреждения или сады. В условиях логопедического пункта мы не можем охватить коррекционной помощью всех нуждающихся, поэтому возникла необходимость в поиске дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких направлений стали кружковые занятия по логоритмике. Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы) с учётом обновления по парциальным программам (программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой, программ по коррекции речи Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» Цель и задачи программы Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи: Развивающие задачи: развивать речевое дыхание; развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата; развивать тонкие движения пальцев рук; развивать фонематическое восприятие; формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать грамматический строй и связную речь. Образовательные задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать пространственные представления; развивать переключаемость и координацию движений; развивать ритмическую выразительность; развивать воображение и ассоциативно-образное мышление; развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные задачи: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций. Планируемые результаты работы: Расширение и активизация словарного запаса по изученным лексическим темам. Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ. Развитие артикуляционной моторики; Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве; Развитие слухового внимания и фонематического слуха; Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения. Активизация всех видов внимания и памяти. Воспитание бережного отношения к природе, животным. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. Формы, способы, методы и средства реализации программы Программа «Логоритмика» разрабатывалась для организации дополнительного образования детей по речевому развитию в условиях МБДОУ. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в течение 9 месяцев, в период с сентября по май, 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия - 30 минут. Программа включает в себя 72 занятия. (Таблица 2). Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет 10 - 15 человек. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой. Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана диагностика, музыкальный репертуар, составлены картотеки. В разделе «Учебно-методическое обеспечение программы» перечислены материалы и оборудование, используемые на занятиях.