Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе_Волшебная кисточка_

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 489
620902, г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Берегового 8а
Тел/факс (343) 266-00-02; (343) 266-06-83

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе
по изобразительной деятельности
«Волшебная кисточка»
Направленность: художественная
Для детей 6-7 лет
Срок реализации 1 год

Екатеринбург, 2020 г.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и
эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является
источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и
развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает
внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает
зрительную память, пространственное мышление и способность к образному
мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы,
мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и
сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые
возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению
прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого
ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу,
волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему
разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и
красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном
беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства
заключается в отражении художником своего внутреннего мира, в
отношении к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем
раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем
ярче будет он сам и продукты его творчества.
Рабочая Программа представляет собой детально разработанную
систему нетрадиционного рисования с детьми в кружке по изобразительной
деятельности в условиях детского сада. В программе сформулированы общие
развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по
использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности,
содержится
подробное
календарно-тематическое
планирование,
спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети.

Цели и задачи реализации Рабочей программы.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте
закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее
характерная черта эстетического отношения маленького ребенка –
непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой
объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия,
мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое
непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие
способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих
успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у
него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи
подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют,
что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
В кружке по изобразительной деятельности дети занимаются
нетрадиционным рисованием. Каждый из видов изобразительной

деятельности имеет свои возможности и средства для изображения
предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать
действительность многообразно и разносторонне. Нетрадиционное
рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. С
самого
раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем
мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски,
кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем
стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на
стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы
отражения окружающей действительности в собственном художественном
творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и
познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве
нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких
техник является универсальность их использования. Технология их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как
они открывают большие возможности выражения собственных фантазий,
желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных
материалов,
удивляет
своей
непредсказуемостью.
Использование
художественного, бросового, природного материалов и креативных
технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное
рядом, посмотреть на мир другими глазами.
Занятия,
основанные
на
использовании
многообразных
нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию
детской
художественной
одаренности,
творческого
воображения,
художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также
способствует развитию познавательной деятельности и творческой
активности.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для
себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в
этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной
работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения,
развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание,
мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие
творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их
собственной творческой деятельности также является отличительной чертой
данной Программы.

Рабочая Программа определяет цели, задачи создания и реализации
деятельности кружка по изобразительной деятельности МБДОУ.
Рабочая Программа кружка по изобразительной деятельности
разработана в соответствии с нормативными документами, на основе
обязательного
минимума
содержания
федерального
компонента
государственного стандарта.
Ведущие цели Программы: создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, развитие
личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у
дошкольников патриотизма, активной жизненной позиции, творческого
подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к
традиционным ценностям.
Основная цель обучения нетрадиционной изобразительной
деятельности: формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности в самовыражении и развитие
творческих способностей детей.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности, в
том числе и на занятиях в кружке по изобразительной деятельности.
Рабочая программа кружка по изо направлена на:
развитие художественно – творческих способностей, фантазии,
воображения детей;
развитие положительно – эмоционального восприятия окружающего мира;
развитие
коммуникативных,
языковых,
интеллектуальных
и
художественных способностей;
формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира;
формирование умений и навыков работать вместе, строить общение,
развивать привычку к взаимопомощи;
создание почвы для проявления и формирования общественно ценных
мотивов.
Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально — коммуникативное развитие:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения
к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование
патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
2. Познавательное развитие:
сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение
кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование
элементарных математических представлений: занятия по изо деятельности

способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве
предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в
процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий;
знакомство со строением предметов, объектов.
3. Речевое развитие:
практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для
обогащения словарного запаса художественных произведений и
художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и
монологической речи при описании репродукций картин художников,
собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной
функции речи: на занятиях используется прием комментированного
рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется
непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования
обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны
усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,
4. Художественно — эстетическое развитие:
использование музыкальных произведений для обогащения содержания
области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к
различным видам искусства, развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок,
постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в
оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия – прослушивание
звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на
различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных
произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего
понимания образа, выражения собственных чувств.
5. Физическое развитие:
развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
использование здоровье сберегающего принципа. Для реализации данного
принципа предлагается:
 ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения
тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать
нарушение осанки;
 осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении
рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных
упражнений;
 использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для
координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации
внимания и усидчивости, подготовка руки к письму.
Для достижения поставленных целей Программа ставит следующие
задачи:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,
их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно —
образовательного процесса;
творческая организация воспитательно — образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Решение поставленных в Рабочей Программе целей и задач возможно
только при систематической и целенаправленной поддержке различных форм
детской активности и инициативы.
Планируемые результаты освоения Рабочей Программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает
необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного
образования — это социально — нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка. Они базируются на ФГОС ДО и целях и
задачах программы «От рождения до школы».
В связи с тем, что Рабочая Программа кружка по изодеятельности
разработана для старших дошкольников, здесь даются целевые ориентиры
для детей старшего дошкольного возраста:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно — исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать
конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным
вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские
функции в совместной деятельности.

- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других
верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на
помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятыми другими.
- Ребенок обладает развитым воображением. Которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными видами и
формами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные
ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять
звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности. Во взаимоотношениях
со взрослыми и детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и
навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно — следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний,
положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную
деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения,
имеет
представление
о
ее
географическом
разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет
уважение к своему и противоположному полу.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает
здоровый образ жизни как ценность.
Идея Рабочей Программы кружка состоит в том, что художественная
деятельность на всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества –
организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
Планируемые результаты освоения Рабочей Программы кружка по
нетрадиционному рисованию:
- интеллектуально-эстетическое развитие ребёнка;
- знание видов нетрадиционного рисования;
- уровень творческих способностей;
- овладение техническими навыками нетрадиционного рисования;
- передача настроения в рисунке.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев,
использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и
штрих, цвет, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к
заданию, по силам ли оно ему. Для отслеживания результатов детского
творчества в течение года проходят конкурсы, викторины, тестирование,
беседы с детьми; изготавливаются подарки и сувениры к праздникам;
детские работы используются в оформлении интерьера детского сада;
проводятся открытые занятия, праздники и развлечения, выставки детского
творчества. Работы членов кружка регулярно представляются на городские,
региональные, всероссийские и международные конкурсы.
Оценка
результативности сформированности уровня художественно – эстетического
развития детей проводится по сравнительным результатам мониторинга два
раза в год: в сентябре и мае.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».