Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности МБДОУ-дс № 489

1

2

Содержание
Введение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
1.2. Планируемые результаты освоения Рабочей Программы
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей Программы
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

3
4
4
4
8
12
16
16
17
21
21
21
23
25
26
32

3

ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и
эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является
источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и
развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает
внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает
зрительную память, пространственное мышление и способность к образному
мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы,
мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и
сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые
возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению
прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого
ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу,
волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему
разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и
красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном
беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства
заключается в отражении художником своего внутреннего мира, в
отношении к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем
раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем
ярче будет он сам и продукты его творчества.
Рабочая Программа представляет собой детально разработанную
систему нетрадиционного рисования с детьми в кружке по изобразительной
деятельности в условиях детского сада. В программе сформулированы общие
развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по
использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности,
содержится
подробное
календарно-тематическое
планирование,
спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети.

4

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте
закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее
характерная черта эстетического отношения маленького ребенка –
непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой
объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия,
мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое
непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие
способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих
успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у
него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи
подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют,
что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая

5

нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
В кружке по изобразительной деятельности дети занимаются
нетрадиционным рисованием. Каждый из видов изобразительной
деятельности имеет свои возможности и средства для изображения
предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать
действительность многообразно и разносторонне. Нетрадиционное
рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. С
самого
раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем
мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски,
кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем
стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на
стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы
отражения окружающей действительности в собственном художественном
творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и
познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве
нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких
техник является универсальность их использования. Технология их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как
они открывают большие возможности выражения собственных фантазий,
желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных
материалов,
удивляет
своей
непредсказуемостью.
Использование
художественного, бросового, природного материалов и креативных
технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное
рядом, посмотреть на мир другими глазами.
Занятия,
основанные
на
использовании
многообразных
нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию
детской
художественной
одаренности,
творческого
воображения,
художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также
способствует развитию познавательной деятельности и творческой
активности.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для
себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в
этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной
работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения,
развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание,

6

мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие
творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их
собственной творческой деятельности также является отличительной чертой
данной Программы.
Рабочая Программа определяет цели, задачи создания и реализации
деятельности кружка по изобразительной деятельности МБДОУ.
Рабочая Программа кружка по изобразительной деятельности
разработана в соответствии с нормативными документами, на основе
обязательного
минимума
содержания
федерального
компонента
государственного стандарта.
Ведущие цели Программы: создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, развитие
личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у
дошкольников патриотизма, активной жизненной позиции, творческого
подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к
традиционным ценностям.
Основная цель обучения нетрадиционной изобразительной
деятельности: формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности в самовыражении и развитие
творческих способностей детей.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности, в
том числе и на занятиях в кружке по изобразительной деятельности.
Рабочая программа кружка по изо направлена на:
развитие художественно – творческих способностей, фантазии,
воображения детей;
развитие положительно – эмоционального восприятия окружающего мира;
развитие
коммуникативных,
языковых,
интеллектуальных
и
художественных способностей;
формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира;
формирование умений и навыков работать вместе, строить общение,
развивать привычку к взаимопомощи;
создание почвы для проявления и формирования общественно ценных
мотивов.
Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально — коммуникативное развитие:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения
к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование
патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

7

2. Познавательное развитие:
сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение
кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование
элементарных математических представлений: занятия по изо деятельности
способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве
предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в
процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий;
знакомство со строением предметов, объектов.
3. Речевое развитие:
практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для
обогащения словарного запаса художественных произведений и
художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и
монологической речи при описании репродукций картин художников,
собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной
функции речи: на занятиях используется прием комментированного
рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется
непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования
обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны
усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,
4. Художественно — эстетическое развитие:
использование музыкальных произведений для обогащения содержания
области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к
различным видам искусства, развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок,
постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в
оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия – прослушивание
звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на
различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных
произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего
понимания образа, выражения собственных чувств.
5. Физическое развитие:
развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
использование здоровье сберегающего принципа. Для реализации данного
принципа предлагается:
 ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения
тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать
нарушение осанки;
 осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении
рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных
упражнений;
 использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для
координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации
внимания и усидчивости, подготовка руки к письму.

8

Для достижения поставленных целей Программа ставит следующие
задачи:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,
их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно —
образовательного процесса;
творческая организация воспитательно — образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Решение поставленных в Рабочей Программе целей и задач возможно
только при систематической и целенаправленной поддержке различных форм
детской активности и инициативы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей Программы.
Рабочая Программа ориентирована на обеспечение становления
личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, что
соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»
(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности
дошкольного периода детства. Рабочая Программа построена на позициях
гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена на его
всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Главный критерий отбора материала для занятий в кружке — его
воспитательная ценность и возможность развития всесторонних
способностей ребенка (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С.
Карпинская).
Данная
программа
составлена
с
учетом
примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Г. С. Комаровой, М.А.Васильевой, и
парциальных программ и технологий, реализуемых в дошкольном
образовательном учреждении:
- Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: Издательство ИД Цветной
мир, 2011, 144 с.
Рабочая Программа построена на позициях гуманно — личностного
отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие,
формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и
интегративных качеств.
При разработке Рабочей Программы опорой являлись лучшие традиции
отечественного дошкольного образования, его фундаментальность,
комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,

9

всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе
организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
РП строится на следующих общеобразовательных принципах:
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
-принцип
культур
сообразности:
построение
и
корректировка
универсального эстетического содержания программы с учётом
региональных культурных традиций;
-сочетание принципов научной обоснованности и практической
применяемости;
-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются ключевые в развитии дошкольников качества;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей;
- комплексно — тематический принцип построения образовательного
процесса;
- принцип решения образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми; основной формой работы с дошкольниками и
ведущим видом их деятельности является игра;
- принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от
региональных особенностей;
- принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными
группами и между детским садом и начальной школой;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач
воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от
близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и
незнакомому»;
- принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным
усложнением и расширением от возраста к возрасту.
В Рабочей Программе представлены и принципы, обусловленные
особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природ сообразности: постановка задач художественнотворческого развития детей с учётом возрастных особенностей и
индивидуальных способностей детей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития
детей разных возраста

10

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской активности;
-принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля)
- основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного
образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе
человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески
подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое
мнение и умеющего отстаивать его.
Значимые для разработки и реализации РП характеристики.
В возрасте 6-7лет у дошкольников продолжает развиваться образное
мышление; развиваются и совершенствуются навыки обобщения и
рассуждения, что является основой словесно — логического мышления, но
они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками
ситуации.
Внимание в этом возрасте становится произвольным. В некоторых
видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30
минут.
Восприятие у дошкольников 6-7 лет характеризуется анализом
сложных форм объектов, развиваются причинное мышление, воображение,
образ Я.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. В результате правильно организованной
образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые
виды монологической речи.
Возраст 6-7 лет у дошкольников — это возраст наиболее активного
рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и
жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к
фильмам и книгам. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета,
формы и величины, строения предметов; систематизируются представления
детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников; воспринимают величину объектов.

11

Рисунки приобретают сюжетный характер, образы из окружающей
жизни и литературных произведений, передаваемые в изобразительной
деятельности, становятся сложнее, изображения приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и
девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия, а
девочки — женские образы и бытовые сюжеты (мама и дочка, комната).
Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников
формируются художественно - творческие способности в изобразительной
деятельности.
Рабочая Программа кружка позволяет развивать у детей
художественные способности, знакомит их с волшебным и загадочным
миром нетрадиционного рисования.
Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит
сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее
время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого
восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и
понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры
чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы приобщить детей к творчеству. Дети
знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их
особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании,
учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом,
развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения
в различных ситуациях.
Практическая значимость Программы заключается в том, что
нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит
нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями
разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование
нетрадиционными
способами
увлекательная,
завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя
творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности/
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока
неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы.

12

Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс —
это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного
пути, есть только свой собственный путь".
Педагогическая целесообразность РП. Из многолетнего опыта работы
с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании
стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и
способов передачи информации недостаточно для современных детей, так
как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал
намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают
толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую
активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание,
но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных
изобразительных технологий.
Все занятия в разработанной Программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по
этой Программе:
- развивает уверенность в своих силах;
- способствует снятию детских страхов;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразными художественными, природными и
бросовыми материалами;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
- воспитывает уверенность в своих творческих возможностях через
использование различных изобразительных техник,
- формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования.

1.2.

Планируемые результаты освоения Рабочей Программы.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает
необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного
образования — это социально — нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка. Они базируются на ФГОС ДО и целях и
задачах программы «От рождения до школы».

13

В связи с тем, что Рабочая Программа кружка по изодеятельности
разработана для старших дошкольников, здесь даются целевые ориентиры
для детей старшего дошкольного возраста:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно — исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать
конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным
вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские
функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других
верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на
помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятыми другими.
- Ребенок обладает развитым воображением. Которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными видами и
формами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные
ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять
звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности. Во взаимоотношениях
со взрослыми и детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и
навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно — следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам

14

людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний,
положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную
деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения,
имеет
представление
о
ее
географическом
разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет
уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает
здоровый образ жизни как ценность.
Идея Рабочей Программы кружка состоит в том, что художественная
деятельность на всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества –
организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
Планируемые результаты освоения Рабочей Программы кружка по
нетрадиционному рисованию:
- интеллектуально-эстетическое развитие ребёнка;
- знание видов нетрадиционного рисования;
- уровень творческих способностей;
- овладение техническими навыками нетрадиционного рисования;
- передача настроения в рисунке.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев,
использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и
штрих, цвет, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к
заданию, по силам ли оно ему. Для отслеживания результатов детского
творчества в течение года проходят конкурсы, викторины, тестирование,
беседы с детьми; изготавливаются подарки и сувениры к праздникам;

15

детские работы используются в оформлении интерьера детского сада;
проводятся открытые занятия, праздники и развлечения, выставки детского
творчества. Работы членов кружка регулярно представляются на городские,
региональные, всероссийские и международные конкурсы.
Оценка
результативности сформированности уровня художественно – эстетического
развития детей проводится по сравнительным результатам мониторинга два
раза в год: в сентябре и мае.

16

2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
Использование инновационных технологий и методик в развитии
творческих способностей детей никогда не теряло и не теряет своей
актуальности.
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и
литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо
замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными
эмоциями. Именно поэтому в РП кружка по изо деятельности подобраны
методы, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в
условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы,
снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание
данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для
дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет
потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний
и возможностей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу
постепенного усложнения материала.
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только
художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе
рисования.
Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания,
желания, проблемы – основной источник трудных взаимоотношений в
детском коллективе. Многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем
«я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только
собственная персона. В кружке дошкольники учатся навыкам общения.
В силу индивидуальных особенностей, развитие коммуникативных
способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях
дается возможность каждому ребенку самостоятельно проявить себя.
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах
деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает
определенные
предпосылки
для
воспитания
коллективных
взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится
важным фактором полноценного формирования личности старшего
дошкольника. В коллективной художественно – продуктивной деятельности
дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать
свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
В совместной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у
них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества,
дружеское расположение друг к другу, отзывчивость, забота, стремление к
сотрудничеству, достижению общих целей, готовность прийти на помощь.
Коллективное творчество принципиально отличается от другой
коллективной деятельности тем, что предполагает не подавление личных
интересов и инициатив каждого для достижения некого важного для всех
результата, а использование инициативы и энергии всех участников для того,
чтобы добиться максимума.

17

Выбор нетрадиционных техник в изготовлении общей работы в
качестве основного приёма оказывает наилучшее воздействие и способствует
развитию атмосферы сотворчества в процессе создания единого
коллективного продукта. Использование игр в творчестве выступает как
стимулятор интереса к изобразительной деятельности и развивает
коммуникативную культуру дошкольников.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации РП.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных
материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- воображения и фантазии;
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений,
- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной
отзывчивости;
- речи.
Работа с детьми строится на принципах:
– от простого к сложному;
– индивидуального подхода;
– развития творческой инициативы.
Во время проведения кружковых занятий всячески поддерживается
детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого
средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению
детей,
уверенности
в
себе,
пониманию
своей
значимости,
заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса
являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели. Успешное
взаимодействие возможно лишь в том случае, если педагог знаком с
воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет
представление о педагоге, которому доверяет воспитание ребенка. Это
позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка,
привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих
педагогических задача.
Рабочая Программа кружка построена таким образом, чтобы привлечь
родителей к активному участию в творчестве их детей. Родители
интересуются работами детей, дома рисуют с ребенком картины, применяя
технику или изобразительные материалы, изученные на занятии. Поощряют
желание ребенка фантазировать и передавать свои фантазии на бумаге.
Дети приносят в детский сад рисунки, выполненные вместе с мамой и папой,
которые с гордостью демонстрируют окружающим, рассказывают, что и как
изображали, как назвали свою картину. В группе регулярно оформляются
выставки семейного творчества. Семьи воспитанников регулярно
привлекаются к участию в тематических выставках рисунков с

18

использованием нетрадиционных техник рисования и изобразительных
материалов. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей
разнообразно по форме: совместные специально организованные занятия,
оформление группы к семейным праздникам, изготовление подарков к
праздникам и дням рождения, встречи с художниками, посещение музея,
художественных выставок, мастер — классов для родителей. Мастер - классы
для родителей организуются педагогом и родителями, желающими
поделиться своим мастерством. В подготовке мастер — классов большое
значение придается практическим и наглядным методам. С родителями
проводятся индивидуальные и групповые (на родительских собраниях)
консультации, беседы о значении нетрадиционного рисования в развитии и
воспитании детей, с практическими советами и рекомендациями,
способствующими повышению педагогической образованности родителей.
Для организации воспитательной работы с детьми дошкольного
возраста необходимо создавать педагогические условия, необходимые для
эффективного художественного развития детей дошкольного возраста и
отвечающие их возрастным и психофизическим особенностям, а именно:
- формирование эстетического отношения и художественных способностей в
активной творческой деятельности детей;
- создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке,
аппликации, художественному труду и для самостоятельного детского
творчества;
- ознакомление детей с основами изобразительного и народного
декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного
образовательного учреждения.
Дети
дошкольного
возраста
чувствительны
к
неблагоприятным
воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой
устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития
центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.
Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать
такие критерии, как:
- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
- целостное развитие личности ребенка;
- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности
детей;
- актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в
действующих лиц.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя на занятиях комфортно, знал,
что его здесь любят, поддержат.
Для реализации Рабочей Программы кружка по изобразительной
деятельности используются разнообразные приёмы и методы. Выбор
осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное
слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая
оценка);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

19

– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание,
показ образца, показ способов выполнения и др.);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на
поставленное задание);
– практические – упражнения, эксперименты и др.
Кроме общих методов, во время занятий в кружке используются методы
эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью
овладения даром сопереживания
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма,
колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою
непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо
приобщение детей к художественной культуре;
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на
формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих
интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Все методы используются в комплексе и:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
При проведении занятий необходимо придерживаться основных правил:
1. Использование приема транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главный герой рисования – ребенок.
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
5. Педагог создает схематические изображения.
6. Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает
посредством изобразительных действий.
7. В качестве «физкультминутки» используются элементы драматизации,
имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
8. Создание эмоционального настроя с помощью музыки, шутки, игрушки и
др.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

20

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и
обсуждением создания и сюжета рисунка.
3. Динамическая пауза с элементами лого ритмики и псих гимнастики.
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
5. Словесные игры, игры – драматизации.

21

3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка
Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом
контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей,
социального заказа родителей.
При организации воспитательно - образовательного процесса
необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и
обучающих задач. При этом следует решать поставленные цели и задачи,
избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаясь к разумному «минимуму». Обеспечить каждому
ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие,
способность формировать умение занимать себя позволяет развитие
культурно — досуговой деятельности дошкольников по интересам.
Необходимо развивать художественные наклонности детей в рисовании,
пении, музицировании, совершенствовать самостоятельную музыкально —
художественную и познавательную деятельность. Формировать потребность
творчески проводить свободное время в социально — значимых целях,
занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной,
театральной и др. Содействовать посещению художественно — эстетических
студий по интересам ребенка.
Рабочая Программа кружка предназначена для детей, имеющих
склонность к изобразительному творчеству, кропотливой работе и
рассчитана на один год обучения.
Группа комплектуется детьми в возрасте 6 - 7 лет на основании заявлений
родителей с учетом желания ребенка.
В кружке по изо занимаются 10 - 18 детей.
Занятия в кружке проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю (во
второй половине дня) с сентября по май включительно.
Длительность занятий 25-30 минут, согласно СанПиН.
Календарно
тематическое
планирование
работы
нетрадиционному рисованию представлено в Приложении 1.

кружка

по

Педагогический мониторинг освоения Рабочей Программы представлен
Приложении 2.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая предметнопространственная среда. Под понятием среды подразумевается окружающая
обстановка природного, социально - бытового и/или культурно эстетического характера. Это условия существования человека, его
жизненное пространство. Среда может приобретать специально
проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном
факторе формирования личности - образовательной среде (Т. С. Комарова, С.

22

Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова,
Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально
созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства. Под развивающей предметнопространственной понимают определенное пространство, организационно
оформленное
и
предметно
насыщенное,
приспособленное
для
удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде,
физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание
предметно — пространственной среды включает в себя обеспечение
активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции,
развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к
самовыражению средствами.
Развивающая предметно — пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно — насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровье сберегающей;
- эстетически — привлекательной.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо
разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных
большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы
для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны
быть доступны детям. Это позволяет дошкольникам выбирать интересные
для себя занятия.
Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор
формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
-внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети;
- световой фон, вписывающийся в интерьер,
- мебель,
- яркие игрушки,
- произведения изобразительного искусства, детского творчества;
- соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
В центре изобразительного искусства размещаются материалы для
знакомства детей с различными видами изобразительного искусства,
предметами народных промыслов. Кроме того, в этом центре находятся
материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной
деятельности. При подборе учитываются половые различия детей –
предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные
как для мальчиков, так и для девочек.
Для плодотворного творческого процесса кружковой работы большое
значение имеют материально — технические условия, созданные на базе
ДОУ:

23

- использование видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов
работы над изображением, мастер - классов;
- использование музыкального центра для создания психологического
комфорта во время занятий;
- использование картин, таблиц, плакатов, настольных дидактических игр и
др.
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
РП наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными
материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. В
работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь,
кисти, карандаши), нетрадиционные материалы.
Это
восковые
и
масляные мелки, свеча, ватные палочки, печатки из поролона, картофеля,
моркови, пробок, трубочки для коктейля, палочки или старые стержни для
процарапывания, салфетки, нитки и многое другое. Этим материалом может
быть любой предмет из окружающего мира.
В РП кружка планируются занятия по изо деятельности с
использованием различных нетрадиционных техник:
1. оттиск печатками из овощей и поролона;
2. тычок жесткой кистью;
3. рисование ластиком;
4. восковые мелки и акварель;
5. свеча и акварель;
6. отпечатки листьев;
7. рисунки пальчиками и ладошками;
8. волшебные веревочки;
9. кляксография;
10. монотипия;
11. печать по трафарету;
12. оттиск смятой бумагой;
13. пластилинография;
14. набрызг;
15. тиснение и др.
Каждый из этих приемов – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же
эта работа способствует развитию координации движений, внимания,
памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствует выработке умений
видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до
узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и
обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства
познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс
педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала,

24

который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим
занятиям
отводится
роль
источника
фантазии,
творчества,
самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал,
на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов
рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и
воображение, вызывает желание придумывать новые композиции,
развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями,
песком, веревочками, восковыми мелками и др. В процессе рисования дети
вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения,
упражняются
во
всех
типах
коммуникативных
высказываний.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует
успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при
освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям
радость познания, творчества.

25

Список литературы
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1967.
4.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.:
Прогресс, 1988.
5.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ
Академия, 1997.
6.Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. - М., 1995.
7.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 2000.
8.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
9.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 1999.
10.Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста.
Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера,
2005.
11.Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.:
Апрель: ACT, 2005.
12.Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с
народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
13.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей
детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
25.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.:
Высшая школа, 1992.
14.Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956.
15.Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в
детском
саду.
М.:
Просвещение,
2003.
16.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками
по
изобразительному
искусству.
–
М:
ТЦ
«Сфера»,
2000.
17. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий.
–
М:
ТЦ
«Сфера»,
2004
18. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998.
38.. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом
тычка с детьми 3-7 лет: рисуем и познаем окружающий мир. – М:
Издательство
«ГНОМ
и
Д»,
2001.
19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М:
«Карапуз
–
Дидактика»,
2006.

Приложение 1

Календарно - тематическое планирование работы
кружка по нетрадиционному рисованию
Тема
занятия

Кол-во Нетрадицион
Задачи
Материал
занятий ные техники
сентябрь
«Прощай,
2
Традиционное
Закреплять умение
Акварель , листы
лето!»
рисование
рисовать по замыслу,
бумаги.
создавать условия для
отражения в рисунке
летних впечатлений
Аппликаци
2
Смешанная
Создать открытку с
Гуашь, цветная
яс
техника
объёмным элементом;
бумага, листы
дорисовыва
закреплять навыки
бумаги.
нием.
наклеивания, развивать
«Осенний
интерес к результату
лес»
своего и чужого труда;
развивать творческие
способности детей.
«Дары
2
Аппликация Закрепить представление
Картон,
осени»
из крупы
о натюрморте. Развивать
изображение
умение правильно
овощей и фруктов,
располагать предметы
крупа, клей ПВА.
«Цветы на
2
Рисование
Создать для детей
Гуашь, листы
поляне»
пальчиками
условия для наиболее
бумаги.
полного и свободного
раскрытия их творческих
способностей с помощью
средств нетрадиционного
рисования
октябрь
1«Золотая
2
Рисование
Уточнять и расширять Лист, гуашь, две
осень».
способом
представления об осени; кисточки,
тычка.
продолжать
закреплять маленький
умения детей наносить листочек
для
один слой краски на проверки цвета и
другой методом тычка, все
развивать творчество и принадлежности
фантазию.
для рисования.
2«Красивы
2
Печатание
Учить детей работать с Засушенные
й букет»
растений
хрупким материалом - листья,
краска,
листьями.
Развивать кисти, бумага.
стойкий
интерес
к

3«Разноцве
тные
бабочки».

2

4«Осенние
листочки».

2

1«Ежик»

2

2«Черепаш
ка».

2

3
«Мышка».

2

рисованию, воображение.
Воспитывать
аккуратность.
Монотипия, Познакомить с техникой Силуэты
обведение
монотипии,
закрепить симметричных,
ладони
и умения
использовать ассиметричных
кулака.
технику
монотипия предметов.
Лист
«старая форма новое бумаги,
гуашь,
содержание» (ладошка с кисть,
простой
сомкнутыми пальцами - карандаш,
большое крыло, кулак - принадлежности
маленькая). Познакомить для рисования.
детей с симметрией, на
примере бабочки.
Отпечаток
Познакомить с техникой Лист
черного
листьев.
печатания листьев.
цвета,
гуашь,
Набрызг.
Закрепить умения
поролоновые
работать с техникой
тампоны
печати по трафарету.
трафареты,
Развивать цвет
принадлежности
восприятие. Учить
для рисования
смешивать краски прямо
на листьях ил тампонах
при печати.
ноябрь
Метод тычка Развивать эмоционально- Бумага,
гуашь,
чувственное восприятие. жесткие кисти
Воспитывать
отзывчивость
Аппликация Учить
равномерно, Картон,
из крупы.
распределять различные изображение
виды крупы по форме черепахи,
крупа,
черепашки,
развивать клей ПВА.
аккуратность, четкость
Аппликация Познакомить детей с Изображение
из
резаных техникой
выполнения мыши на картоне,
ниток.
аппликации из ниток. ткать, клей ПВА.
Учить
равномерно,
намазывать
небольшие
участки изображения и
посыпать
их
мелко
нарезанными педагогом
нитками,
соответствующим
участку
изображения
цветом.

4«По небу
тучи
бежали,
птиц
в
дальний
путь
отправляли
»

2

Рисование
смятой
бумагой.

Учить новому способу Газета,
листы
рисования, воспитывать бумаги,
интерес
к разноцветные
художественному
краски.
экспериментированию,
развивать
мелкую
моторику.
декабрь

1 «Снежная
семья».

2

Рисование
способом
тычка.

2«Елочка».

2

Пластилин
графия.

3«Елочка»
(продолжен
ие)
4«Ёлочка
пушистая,
нарядная».

2

Пластилин
графия.

2

Тычок
жёсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками

Учить
рисовать Лист, гуашь, две
снеговиков
разных кисточки,
размеров,
закрепить маленький
приёмы
изображения листочек
для
круглых
форм
в проверки цвета и
различных
сочетаниях, все
совершенствовать
принадлежности
технику
рисования для рисования.
тычком.
Мозаика из пластилина. Рисунок
с
Учить
отрывать
от изображением
большого
куска елочки; пластилин.
пластилина
маленькие
кусочки, катать из них
между
пальцами
маленькие
шарики,
выкладывать шариками
готовую форму елочки,
нарисованную на светлом
картоне.
Продолжить мозаику из Рисунок
с
пластилина.
изображением
елочки; пластилин.
Упражнять в технике Листы
бумаги,
рисования
тычком, цветная
гуашь,
полусухой
жёсткой жёсткие кисти
кистью.
Продолжать
учить использовать такое
средство
выразительности,
как
фактура.
Закрепить
умение
украшать
рисунок,
используя
рисование
пальчиками.
Воспитывать у детей
умение
работать
индивидуально.
январь

1«Узоры на
окнах».

2

Раздувание
капли

2«Мои
рукавички»
.

2

Оттиск
пробкой,
рисование
пальчиками

3«Снегович
ок»

2

Комканые
бумаги
(скатывание)

4«Дед
Мороз».

2

Аппликация
из ваты.

1
«Мое
любимое
дерево».

2

Рисование
мазком,
монотипия,
набрызг.

Развивать ассоциативное Тонированная
мышление, воображение. бумага,
белая
Воспитывать
желание бумага,
гуашь,
создавать
интересные пипетка
оригинальные рисунки.
Упражнять в технике
Лист бумаги с
печатания. Закрепить
изображением
умение украшать
рукавички, пробки,
предмет, нанося рисунок цветная гуашь.
по возможности
равномерно на всю
поверхность.
Закреплять
навыки Гуашь,
листы
рисования
гуашью, бумаги, салфетки
умение сочетать в работе для
скатывания,
скатывание,
комканые клей ПВА.
бумаги
и
рисование.
Учить
дорисовывать
картинку со снеговиком
(метла, елочка, заборчик
и т.д.). Развивать чувство
композиции. Воспитать у
ребенка художественный
вкус.
Учить скатывать ватные Цветной картон
шарики и наклеивать на синего цвета (по
основу рисунка.
количеству детей),
комочки ваты,
клей, рисунок на
картоне Деда
Мороза.
февраль
Учить отражать
Пейзажи,
гуашь,
особенности
набор
кистей,
изображаемого предмета, трафареты
и
используя различные
принадлежности
нетрадиционные техники: для рисования.
сентябрь-монотипия,
октябрь - мазки, ноябрь набрызг. Учить
соотносить количество
листьев и цвет. Развитие
чувства композиции,
совершенствовать умение
работать в данных

2«Зимний
пейзаж».

2

3«На
что
похоже?»

2

4«Подарок
папе».

2

1«Букет
для мамы».

2

2«Какого
цвета
весна».

2

3 «Берег
реки».

2

4«Волшебн
ая страна –
подводное
царство».

2

техниках.
Клякс графия. Развивать фантазию и Черная и цветная
творчество в рисовании гуашь,
лист,
зимнего
пейзажа; пластмассовая
продолжать
учить ложка,
простой
регулировать
силу карандаш, гуашь,
выдуваемого
воздуха, восковые
мелки,
дополнять изображение. принадлежности
для рисования.
Техника
Знакомить
детей
с Бумага, согнутая
монотипии
симметрией.
Развивать пополам, гуашь 3
воображение.
цветов, тряпочки
Продолжать
развивать
интерес к рисованию
Разные
Вызвать
желание Материал
для
порадовать
пап
и аппликации
дедушек.
март
Рисование
Передача образа бутона Листы бумаги с
ладошками.
тюльпана.
Продолжить заготовками вазы и
совершенствовать
стебля
цветка,
технику.
гуашь, кисти.
Монотипия. Обогащать и расширять Два
альбомных
художественный
опыт листа на каждого
детей
в
работе
с ребенка,
акварелью, рисованию по акварельные
мокрой бумаге, смешивая краски, маленькие
краски
губки, две емкости
с водой, толстые
кисточки.
Рисование по Закрепить
умение Литы
бумаги
сырому фону рисовать
по
сырому формата А4, гуашь
фону, смешивать краски синего
цвета,
прямо на листе, развивать кисточки,
творчество, фантазию.
подставки
под
кисточки, баночки
с водой, салфетки.
Рисование
Учить передавать образ, Листы
бумаги
ладошками
продолжать работу по круглой
формы
смешению цветов.
(тарелочки); гуашь.

апрель
Печать
Учить создавать образ
Листы бумаги для
поролоном по звездного неба, используя рисования, гуашь
трафарету;
смешение красок,
синего
цвета,
набрызг
набрызг и печать по
кисточки,
трафарету. Развивать цвет подставки
под
восприятие. Упражнять в кисточки, баночки
рисовании с помощью
с водой, поролон.
данных техник.
Аппликация Учить
методу Салфетки, основа
из салфеток. торцевания.
Передать яйца
из
образ,
путем пластилина. Паста
прикладывания салфеток от
ручки
или
к основе из пластилина. стержень.

1 «Звездное
небо».

2

2«Пасхальн
ое яйцо»

2

3«Расцвели
одуванчики
».

2

Метод тычка. Закреплять
умение Тонкая
самостоятельно рисовать листы
методом тычка цветы, гуашь.
умение рисовать тонкой
кисточкой
листья
и
стебли. Расширять знания
о весенних цветах.

4«Хмурый
день».

2

Пластилинова Учить детей наносить Картон,
доска,
я живопись
тонкий слой пластилина пластилин, стеки,
на основу, смешивать губка, смоченная
пластилин на картоне; водой.
воспитывать
аккуратность
и
творчество в работе.

1«Букет к 9
мая».

2

Пластилин
графия.

2«Попугаи
»

2

Рисование
ладошками.

3«Цветочна
я поляна».

2

Рисование
ватными
палочками

кисточка,
бумаги,

май
Знакомство со способом Открытки
с
скручивания жгутиком, цветами,
картон,
изготовление цветов из пластилин.
пластилина.
Закреплять
умение Лист белой бумаги,
рисовать
ладошками, гуашь, салфетки.
повторение
сочетание
цветов.
Продолжать учить детей Тонированные
в
рисовать
красками, зелёный
цвет
используя
ватные листы бумаги для
палочки;
закреплять рисования;
знания
цветов; готовый рисунок –
формировать интерес и образец,

4«Цветуща
я веточка».

2

Смешенная
техника.

положительное
репродукции
с
отношение к рисованию. изображением
цветочной поляны
(полевых цветов);
гуашь
основных
цветов, кисточки,
непроливайки,
салфетки.
Рисование
зелени Листы бумаги с
методом
тычка, изображением
изображение
цветов веток
с
ватными палочками.
листочками; гуашь,
кисточки,
непроливайки,
подставки
под
кисточки,
салфетки; ветка с
цветами черёмухи
или жасмина.

Приложение 2
Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического
процесса, реализуемого программой.
Цель: выявить уровень художественного развития детей в
художественно-творческой образовательной деятельности и возможности
интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного
выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов
изображения.
Общий характер
педагогический.

педагогического

мониторинга: естественно

–

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта
(эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение
критериев, показателей и индикаторов).
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения
за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса
методов диагностики.
3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся
информации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной
информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.
Принципы проведения мониторинга:
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в
педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как
конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже
родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить
образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для
ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.
3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений
конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает
педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие
достижения для него конкретны.

4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из
множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух
недель.
Интеллектуально-эстетическое развития ребенка Знание видов
нетрадиционного рисования Уровень творческих способностей Овладение
техническими навыками нетрадиционного рисования Передача настроения в
рисунке Общий уровень
Диагностическая карта уровня развития детей по освоению
программы
Показатели оцениваются с помощью баллов:
0 - несоответствие показателю (низкий).
1 – частичное соответствие показателю (средний).
2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий).
Шкала уровней:
0-3-низкий уровень. (49-10%)
4-12-средний уровень. (79-50%)
13-18-высокий уровень. (80-100%)

1. Интеллектуально – эстетическое развитие.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет
интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями
нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и
характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При
активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого.
Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования
выделять с помощью взрослого.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок
проявляет интерес и потребность в общении с произведениями
нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их
особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников,
иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может
назвать имена некоторых из них.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) –
ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с
произведениями искусства в окружающей действительности, знает
особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность,
испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы
нетрадиционного искусства рисования с образами других видов искусств.
2. Знание вида нетрадиционного рисования.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет
интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства
рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого
искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства
называет 8-10.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок
проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного
искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его
выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого
искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет
10-15.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) –
ребенок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного
искусства рисования, средства выразительности. Знает особенности
творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру
исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного
искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу,
используемому при создании картины, настроению.
3. Уровень творческих способностей (РТВ).
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял
задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение.
В работе творчества не проявляет.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок
создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное
изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил
предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.
• Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) –
(Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный,
оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного

рисования с помощью разнообразных материалов.
композиционный сюжет с разными персонажами.
4.
Овладение
рисования.

техническими

навыками

Наблюдается

нетрадиционного

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный
материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит
неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в
руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими,
невыразительными и непропорциональными.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) –
изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет
правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем
четкие изображения.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) –
пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно.
Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки
нетрадиционного рисования четко сформированы.
5. Передача настроения в рисунке.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял
задание, настроение в рисунке передать не смог.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично
передал настроение в рисунке и описывает его.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) –
ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует
разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе
работы, с интересом описывает настроение готовой картины.

Методика проведения педагогической диагностики
Оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе
свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты
для свободного выбора их детьми в ходе диагностики: краски, кисти,
поролон, щетка, нитки, акриловые краски, салфетки, разно фактурная бумага,
бумага разных размеров и др.

Дети приглашаются индивидуально или парами, рассматривают
материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме педагог
предлагает ребенку назвать все, что он видит (при этом фиксируется общая
ориентировка ребенка в художественных материалах), и выбрать каким
материалом он хотел бы заниматься, что бы хотел создать. Педагог
предлагает также выбрать материалы для реализации своего замысла. По
ходу диагностики фиксируются: выбор ребенка, внешнее проявления ,его
реакция на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание
видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое
развитие художественного образа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».