Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Логоритмика МБДОУ-дс №489

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.1.2 Цель и задачи программы……………………………………….………...........4
1.1.3 Основные принципы программы……………………………………….............5
1.1.4 Возрастные особенности детей старшего возраста…………………………...6
1.2 Планируемые результаты работы……………………………….……………….6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы………………....8
2.2 Программно-методическое обеспечение………………………………………...9
2.3 Содержание психолого-педагогической работы…………………….………..10
2.4 Учебный план………………...................................................................................12
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Структура занятия……………………………………………………..…...……..14
3.2 Формы взаимодействия с родителями…………………………………………..14
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды…………………………………………………………………………………..15
3.4 Система мониторинга………………………………………………………..…...15
Список литературы …………………………………………………………….......17
Приложение1…………………………………………………………………………19

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1

Пояснительная записка

Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость
определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя
процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить
приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность
образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это
качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику
педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды. В-третьих,
качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность
учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее
успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного
процесса.
Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в
деятельности в группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать
педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы,
необходимые
для
обеспечения
своевременной
коррекционной
и
профилактической помощи детям.
Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с
отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями. Речь – это не
врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок
должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот
процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении
речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга,
несформированности произвольных движений и т. д. Сами собой дефекты
звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми
или иными речевыми нарушениями. Не все дети могут посещать
специализированные логопедические дошкольные учреждения или сады. В
условиях логопедического пункта мы не можем охватить коррекционной
помощью всех нуждающихся, поэтому возникла необходимость в поиске
дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких
направлений стали кружковые занятия по логоритмике.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали
филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность
движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и
монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой
целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция
нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности,
внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти
(образной,
эмоциональной,
словесно-логической,
двигательно-моторной,
произвольной).

3

Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь
речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и
руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для
упорядочения
темпа
и
характера
движений
ребёнка,
развития
мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение,
речь и движение.
Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет и
разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному
воспитанию для ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы) с
учётом обновления по парциальным программам (программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплуновой,
И.А.Новоскольцевой, программ по коррекции речи Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.
В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей» и «Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»
1.1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и
коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Развивающие задачи:
 развивать речевое дыхание;
 развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
 развивать тонкие движения пальцев рук;
 развивать фонематическое восприятие;
 формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
 формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:
 формировать двигательные умения и навыки;
 развивать пространственные представления;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
 развивать коммуникативные умения и навыки;
 воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
 укреплять костно-мышечный аппарат;
 формировать правильную осанку, походку;
 развивать координацию движений и моторных функций.

4

1.1.3 Основные принципы программы
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных
мероприятий научно обоснованными и практически апробированными
методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются
учителем-логопедом и музыкальным руководителем.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и
взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа
над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение
других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп
(постановка звука «с» полностью подготавливает артикуляционный аппарат к
произношению звука «з»). Эта взаимная связь позволяет использовать
сохранные звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей
помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее
решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с
учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий
коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или
редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель
образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются
активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие
задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении
под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

5

1.1.4 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Речевое развитие. У детей продолжает совершенствоваться речь, в том числе
ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие,
свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой
игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.
Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и
взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и
неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Общая моторика. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся
равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях
рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать
правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и
двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при
скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные
сложные упражнения на равновесие на месте и в движении.
Мелкая моторика. Совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев
рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
Музыкальные способности. Значительно укрепляются голосовые связки
ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются
слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и
низкий звук. Дети проявляют в движении ловкость, быстроту, умение
двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше
обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее
характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети
лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки,
пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры
на инструментах.
1.2 Планируемые результаты работы:
 Расширение и активизация словарного запаса по изученным лексическим
темам.
 Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
 Развитие артикуляционной моторики;
 Развитие общей и мелкой моторики, координации движений,
ориентации в пространстве;
 Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
 Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
6

 Формирование
модуляции
голоса,
плавности
и
интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания,
умения правильно брать дыхание во время пения.
 Активизация всех видов внимания и памяти.
 Воспитание бережного отношения к природе, животным.
 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы
Программа
«Логоритмика»
разрабатывалась
для
организации
дополнительного образования детей по речевому развитию в условиях МБДОУ.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в течение 9
месяцев, в период с сентября по май, 2 раза в неделю, во вторую половину дня.
Продолжительность одного занятия - 30 минут. Программа включает в себя 72
занятия. (Таблица 2).
Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет
10 - 15 человек. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен
интересами воспитанников и их родителей.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения
которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются
грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей
моторикой.
Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана
диагностика, музыкальный репертуар, составлены картотеки.
В разделе «Учебно-методическое обеспечение программы» перечислены
материалы и оборудование, используемые на занятиях.
Методы реализации образовательной программы.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе
реализации образовательной программы используются различные методы и
приемы:
Таблица 1.
Методы

Приемы
Наглядные

 Наблюдение;

 показ способов действий;

 Демонстрация
наглядных
пособий  показ образца.
(предметов, картинок, репродукций,
слайдов, видеозаписей).
Словесные
 Рассказ;
 Беседа.

 вопросы (требующие констатации;
побуждающие к мыслительной
деятельности);

8

 указание;
 пояснение;
 объяснение;
 педагогическая оценка.
Игровые
 Дидактическая игра;

 внезапное появление объектов;

 Воображаемая ситуация (с ролями,  выполнение педагогом игровых
игровыми
действиями, действий;
соответствующим
игровым
 загадывание и отгадывание загадок;
оборудованием)
 введение элементов соревнования;
 создание игровой ситуации.
Практические
 Упражнение
(подражательноисполнительского
характера,
конструктивные, творческие).
 Моделирование (предметные модели,
предметно-схематические
модели,
графические модели).
Средства реализации образовательной программы:
На занятиях по логоритмике используются различные средства:
 демонстрационные и раздаточные;
 визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
 естественные и искусственные;
 реальные и виртуальные.
Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой,
музыкально-ритмической деятельности детей.
2.2

Программно-методическое обеспечение

Модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных
положениях программ и методических пособий:
9

по логопедии:
 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.
по музыке:
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.
по логоритмике:
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой,
Е. В. Кузнецовой.
2.3

Содержание психолого-педагогической работы.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
 Музыкально-ритмические упражнения и игры
1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения
характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие
перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу,
менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4.
Развивать
эмоционально-образное
исполнение
музыкально-игровых
упражнений, используя мимику.
 Артикуляционная гимнастика
1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.
3. Стимулировать движения нижней челюсти.
4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.
5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.
6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки –
уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и
удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые
края языка.
7. Укреплять мышцы шеи.
8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.
9. Развивать мимическую мускулатуру.
10

 Пальчиковая гимнастика
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
 Фонопедические упражнения
1. Укреплять гортань.
2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.
 Игра на детских музыкальных инструментах
1. Развивать чувство ритма.
2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе,
соблюдая общую динамику и темп.
 Коммуникативные игры и танцы
1. Развивать динамическую сторону общения.
2. Развивать эмоциональность.
3. Развивать позитивное самоощущение.
 Упражнения на релаксацию
Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно:
I этап – подготовительный









Создание благоприятных условий для логоритмических занятий.
Формирование слухового и зрительного внимания.
Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков.
Развитие чувства ритма.
Развитие общей и мелкой моторики.
Обогащение пассивного и активного словаря.
Коррекция эмоционально-личностной сферы.
Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве.

II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков
 Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
 Развитие звуковысотности и силы голоса.
 Развитие фонематического восприятия.

11

 Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического
напряжения.
III этап – формирование коммуникативных умений и навыков
 Закрепление двигательных умений, ручной моторики.
 Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и
ассоциативно-образного мышления.
 Развитие фонематического восприятия.
 Развитие речевой моторики.
 Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи.
 Формирование лексико-грамматических категорий.
 Накопление активного и пассивного словаря.
2.4

Учебный план

Таблица 2.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Месяц
сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь
февраль
март

Кол-во Название занятия
занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2

«День знаний»
«Осенний лес»
«Собираем урожай»
«Сказки»
«Игрушки»
«Овощи»
«Фрукты»
«Осень»
«Сундучок осени»
«Человек. Части тела»
«Семья»
«Одежда. Обувь»
«Зима»
«В зимнем лесу»
«Зимние забавы»
«В гостях у снеговика»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
«Животные жарких стран»
«Лимпопо»
«Посуда»
«Мебель»
«Весна»
«Весенняя капель»
12

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

апрель

май

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

«Перелетные птицы»
«Луг. Насекомые» «Цветочная полянка»
«Цветы»
«Космическое путешествие»
«Транспорт»
«Профессии»
«Наш огород»
«Лето»
«Безопасность»
«На лесной полянке»

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Структура занятия
Структура занятия включает следующие
(вводный), основной и заключительный.

этапы:

подготовительный

I водная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма
движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного
тонуса.
II основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- упражнения на развитие координации пения с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть: от 2 до 10 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
3.2 Формы взаимодействия с родителями
Залогом успешной работы по развитию речи и коррекции речевых
нарушений является взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители закрепляли
с детьми те знания и умения, с которыми воспитанники познакомились на
кружковых занятиях.
Ежегодно с родителями детей, обучающихся по программе «Логоритмика»,
проводится тематическое собрание «Роль логоритмики в развитии речи детей».
Родители узнают о том, какое значение имеет логоритмика для воспитания и
развития дошкольников, знакомятся с принципами и содержанием программы
«Логоритмика». В течение учебного года проводятся индивидуальные
консультации для ознакомления родителей с динамикой речевого и общего
развития детей. В конце учебного года проводится отчетное мероприятие.

14

3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению
физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию
личности.
Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием
специального оборудования и материалов.
 Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран,
ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания
музыкально -ритмических упражнений.
 Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты,
обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и
фруктов.
 Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные
ложки, дудки, колокольчики, металлофоны.
3.4 Система мониторинга
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и
музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового
внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в
пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты
диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий,
индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проводится в конце
учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых
психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди,
сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма
1-й элемент:
2-й элемент:
3-й элемент:

- - .. - .. - --…
15

4-й элемент:
…-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,
сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми,
определить и оценить по 5-балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую
игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 –
2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу (Таблица 4).

16

Список литературы
 Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения. М., 2006.
 Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,
2010.
 Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009.
 Гавришева Л.Б., Нищева
Н.В. Новые логопедические распевки,
музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD.- СПб, 2012.
 Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по
музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб, 2010.
 Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
4-5лет. - М., 2005.
 Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
5-6 лет. - М., 2005.
 Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М., 2004.
 Кныш В.А. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для
дошкольников. – Минск, 2009.
 Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы:
пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И.Токарева. –
Волгоград, 2012.
 Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М., 2002.
 Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005.
 Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей.
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей.
Автор-составитель Клезович О.В. –Мн., 2005.
 Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001.
 Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия,
игры, упражнения / авт.-сост. О.Н.Арсеневская. - Волгоград, 2013.
 Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М., 2003.
 Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой
моторики. – М., 2013.
 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М., 2014.
 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
– М., 2014.
17



Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. – М.,
2014.
 Цвынтарный В.В. Пальчиками играем – речь развиваем. - СПб, 2002.
 Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М.,
2007.

18

Приложение 1
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
Группа
обследования:____________________
№
п/п

Ф.И. ребенка

Слуховое
внимание
н

к

Дата
Восприятие и Ориентировани
воспроизведени
ев
е ритма
пространстве
н
к
н
к

Состояние
общей
моторики
н
к

Состояние
мелкой
моторики
н
к

Уровень
н

к

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».