Дополнительная общеразвивающая программа Робототехника

1

Содержание
1. Целевой раздел программы………………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………...3
1.1.1. Цель и задачи программы……………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………………………….4
1.2 Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………………………………………………4
2. Содержательный раздел программы…………………………………………………………………………………………………………………6
2.1. Описание образовательной деятельности…………………………………………………………………………………………………………….6
2.2 Вариативные формы, методы и средства реализации программы…………………………………………………………………………………..6
2.3 Особенности образовательной деятельности………………………………………………………………………………………………………...6
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………………………………………………...6
2.5. Взаимодействие с семьями…………………………………………………………………………………………………………………………….6
3. Организационный раздел программы……………………………………………………………………………………………………………….9
3.1 Материально-техническое обеспечение программы……………………………….…………………………………………………………………9
3.3. Особенности организации предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………………....9

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа «Робототехника» разработана для детей 4-7 лет с учетом программы парциальной образовательной программы
дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., 2018 г.
Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует
воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит
выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Однако
реализация модели дошкольного образования с техническим контентом требует соответствующих методик, технологий. И каждая из них
должна соответствовать своему возрасту.
Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода
подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.
6
Основа любого творчества – детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают
потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что
техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного
дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою
привлекательность в детских глазах, тем более, что мозг формируется, когда есть внешние стимулы, и, чем больше их будет, тем лучше для
мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально.
Объединить теорию и практику возможно, если при организации образовательной деятельности использовать игровое оборудование.
Это будет способствовать в том числе и выявлению одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения
актуальных образовательных задач.
1.1.1. Цель и задачи программы
Целью является приобщение к техническому творчеству детей дошкольного возраста Задачи:
развитие логики и алгоритмического мышления;
формирование основ программирования;
развитие способностей планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях;
развитие умения оценивать потребность в дополнительной информации для самостоятельной познавательной деятельности,
определять возможные источники ее получения, критически относиться к информации и к выбору источника информации;
развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;
умение быстро решать практические задачи;
овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;
знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами
(символами); развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной
деятельности.
3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию,
необходима системная работа.
Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет
развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к
более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению
эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Взаимодействия
Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей
ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения
полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической
экспериментальной деятельности.
1.2. Планируемые результаты освоения программы:
- ребенок овладевает техническим конструированием и робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде
моделирования и программирования, познавательно-исследовательской и технической деятельности в работе с конструктором, " LEGO
простые механизмы.
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном техническом конструировании,
робототехнике, программировании, имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и научно-технической
деятельности, программированию; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов;
- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструкторов и минироботов; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает
4

условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо- технической и исследовательской
деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с
робототехническим конструктором;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при
конструировании робототехнических моделей;
- ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать.

5

2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1 Описание образовательной деятельности
Содержание программы основывается в соответствии парциальной образовательной программы дошкольного образования «От
Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., 2018 г.
2.2 Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы.
Формы организации детской деятельности: кружковые занятия, самостоятельные игры, участие в выставках, соревнованиях,
детских конференциях,
Методы, используемые при организации образовательного процесса по Программе:
- словесные (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядные (показ, видео просмотр, работа по схеме-инструкции);
- практические (составление программ, сборка моделей);
- репродуктивные (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- исследовательские (проведение исследований и экспериментов).
2.3 Особенности образовательной деятельности
Организация дополнительного образования в детском саду осуществляется в форме кружков.
Продолжительность занятий с детьми средней группы составляет 20 минут-.2 раза в неделю, с детьми старшей группы – 25 мин.,
подготовительной к школе группы – 30 минут 2 раза в неделю.
2.4
Способы и направления поддержки инициативы детей:
Использование современных педагогических технологий: ИКТ; проектно - исследовательская деятельность.
Проведение экспериментов и опытов,
Обеспечение событийности образования дошкольников..
2.5 Взаимодействие с семьями детей 4-7 лет
1.Открытые занятия
2. Мастер - классы
3. Фото и видео отчеты
5.Бесды с родителями, консультации

6

№ п/п

II. Организационный раздел
Комплексно-тематическое планирование
Тематическое планирование
на основе конструктора «Lego- простые механизмы»
Наименование разделов и тем
Основной вид деятельности

1.

Техника безопасности. Что такое
робот?

2.

8.

Идея создания роботов. История
робототехники.
Роботы в нашей жизни. Виды
современных роботов.
Организация рабочего места.
Путешествие по ЛЕГО-стране.
Знакомство с конструктором
ЛЕГО-WeDo.
Среда конструирования. Цвет.
Исследование
«кирпичиков»
конструктора.
«формочек»
Исследование
и
видов
их
конструктора
соединения.
Мотор и ось.

9.

Зубчатые колёса.

10.

Понижающая и повышающая
зубчатая передача.

3.
4.
5.
6.

7.

Инструктаж по Технике безопасности. Просмотр, обсуждение видеофильма о
роботах. Применение роботов в современном мире: от
детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок.
Разбираем смысл понятия «Проект», игровая деятельность.
Работа в сети Интернет. Подготовка информации о роботах в современном
мире.
Изучение набора конструктора «Lego- WeDo 9580».
Знакомство детей с деталями конструктора. Изучение принципа работы, программы «LegoWeDo».
Изучение деталей конструктора «Lego- WeDo», способов соединения, соединения,
крепления, сборка модели. Определять, различать и называть детали конструктора.

Знакомство с понятиями «Мотор и ось». Мощность мотора. Определять,
различать и называть детали конструктора.
Знакомство с зубчатыми колёсами. Разбор понятия «Зубчатые колеса».
Зубчатые передачи в быту. Построение модели по инструкции. Выработка навыков запуска и
остановки программы
Отработка понижающей и повышающей зубчатой передачи. Построение модели по
инструкции. Выработка навыков запуска и остановки программы. Понятие ведомого колеса

7

11.

Управление
моторами

12.

14.

Перекрёстная
и
ременная
передача.
Снижение
и
увеличение
скорости.
Коронное зубчатое колесо.

15.
16.

Червячная зубчатая передача.
Кулачок и рычаг.

13.

датчиками

и Установка мощности моторов и датчиков при программировании. Датчик поворота
Датчик наклона
Отработка перекрёстная и ременной передачи. Построение моделей показанных на
инструкции. Сравненение передач
Знакомство со способами снижения и увеличения скорости. Построение модели. Установка
скорости вращения зубчатых колёс разных размеров.
Познакомить с коронной передачей. Сравнение передач. Определять, различать и называть
детали конструктора.
Знакомство с червячной передачей. Сборка модели, программирование.
Знакомство с кулачковой передачей. Закрепление пройденного материала. Сравнение
кулачковой и коронной передач. Определять, различать и называть детали конструктора.

8

3. Организационный раздел
1.
2.
3.
4.
5.

3.1. Материально-техническое обеспечение программы Технические средства обучения
Конструтор Lego простые механизмы – 4 шт.
Проектор – 1 шт;
Ноутбук – 1 шт.
Столы
Стулья

3.2.Особенности организации предметно-пространственной среды
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Незавершённые модели хранятся в контейнерах или на отдельных полках.
Предусмотрено место, где можно разместить дополнительные материалы: книги, фотографии, карты
– всё, что относится к изучаемой теме.
Методическая литература для реализации программы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).
3. Конвенция о правах ребенка ООН;
4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
6. Устав образовательного учреждения МБДОУ – детского сада № 489.
7. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Волосовец
Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., 2018 г.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».