1 Содержание 1. Целевой раздел программы………………………………………………………………………………………………………………………………3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………...3 1.1.1. Цель и задачи программы……………………………………………………………………………………………………………………………3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………………………….4 1.2 Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………………………………………………4 2. Содержательный раздел программы…………………………………………………………………………………………………………………6 2.1. Описание образовательной деятельности…………………………………………………………………………………………………………….6 2.2 Вариативные формы, методы и средства реализации программы…………………………………………………………………………………..6 2.3 Особенности образовательной деятельности………………………………………………………………………………………………………...6 2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………………………………………………...6 2.5. Взаимодействие с семьями…………………………………………………………………………………………………………………………….6 3. Организационный раздел программы……………………………………………………………………………………………………………….9 3.1 Материально-техническое обеспечение программы……………………………….…………………………………………………………………9 3.3. Особенности организации предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………………....9 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Программа «Робототехника» разработана для детей 4-7 лет с учетом программы парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., 2018 г. Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Однако реализация модели дошкольного образования с техническим контентом требует соответствующих методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту. Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. 6 Основа любого творчества – детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах, тем более, что мозг формируется, когда есть внешние стимулы, и, чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально. Объединить теорию и практику возможно, если при организации образовательной деятельности использовать игровое оборудование. Это будет способствовать в том числе и выявлению одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач. 1.1.1. Цель и задачи программы Целью является приобщение к техническому творчеству детей дошкольного возраста Задачи: развитие логики и алгоритмического мышления; формирование основ программирования; развитие способностей планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях; развитие умения оценивать потребность в дополнительной информации для самостоятельной познавательной деятельности, определять возможные источники ее получения, критически относиться к информации и к выбору источника информации; развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей; умение быстро решать практические задачи; овладение умением акцентирования, схематизации, типизации; знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами); развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности. 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы Системность Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Комплексность Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Постепенность Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности. Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа. Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции. Взаимодействия Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности. 1.2. Планируемые результаты освоения программы: - ребенок овладевает техническим конструированием и робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде моделирования и программирования, познавательно-исследовательской и технической деятельности в работе с конструктором, " LEGO простые механизмы. - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном техническом конструировании, робототехнике, программировании, имеет навыки работы с различными источниками информации; - ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и научно-технической деятельности, программированию; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов; - ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструкторов и минироботов; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает 4 условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо- технической и исследовательской деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робототехническим конструктором; - ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей; - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать. 5 2. Содержательный раздел рабочей программы 2.1 Описание образовательной деятельности Содержание программы основывается в соответствии парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., 2018 г. 2.2 Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы. Формы организации детской деятельности: кружковые занятия, самостоятельные игры, участие в выставках, соревнованиях, детских конференциях, Методы, используемые при организации образовательного процесса по Программе: - словесные (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение); - наглядные (показ, видео просмотр, работа по схеме-инструкции); - практические (составление программ, сборка моделей); - репродуктивные (восприятие и усвоение готовой информации); - частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); - исследовательские (проведение исследований и экспериментов). 2.3 Особенности образовательной деятельности Организация дополнительного образования в детском саду осуществляется в форме кружков. Продолжительность занятий с детьми средней группы составляет 20 минут-.2 раза в неделю, с детьми старшей группы – 25 мин., подготовительной к школе группы – 30 минут 2 раза в неделю. 2.4 Способы и направления поддержки инициативы детей: Использование современных педагогических технологий: ИКТ; проектно - исследовательская деятельность. Проведение экспериментов и опытов, Обеспечение событийности образования дошкольников.. 2.5 Взаимодействие с семьями детей 4-7 лет 1.Открытые занятия 2. Мастер - классы 3. Фото и видео отчеты 5.Бесды с родителями, консультации 6 № п/п II. Организационный раздел Комплексно-тематическое планирование Тематическое планирование на основе конструктора «Lego- простые механизмы» Наименование разделов и тем Основной вид деятельности 1. Техника безопасности. Что такое робот? 2. 8. Идея создания роботов. История робототехники. Роботы в нашей жизни. Виды современных роботов. Организация рабочего места. Путешествие по ЛЕГО-стране. Знакомство с конструктором ЛЕГО-WeDo. Среда конструирования. Цвет. Исследование «кирпичиков» конструктора. «формочек» Исследование и видов их конструктора соединения. Мотор и ось. 9. Зубчатые колёса. 10. Понижающая и повышающая зубчатая передача. 3. 4. 5. 6. 7. Инструктаж по Технике безопасности. Просмотр, обсуждение видеофильма о роботах. Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Разбираем смысл понятия «Проект», игровая деятельность. Работа в сети Интернет. Подготовка информации о роботах в современном мире. Изучение набора конструктора «Lego- WeDo 9580». Знакомство детей с деталями конструктора. Изучение принципа работы, программы «LegoWeDo». Изучение деталей конструктора «Lego- WeDo», способов соединения, соединения, крепления, сборка модели. Определять, различать и называть детали конструктора. Знакомство с понятиями «Мотор и ось». Мощность мотора. Определять, различать и называть детали конструктора. Знакомство с зубчатыми колёсами. Разбор понятия «Зубчатые колеса». Зубчатые передачи в быту. Построение модели по инструкции. Выработка навыков запуска и остановки программы Отработка понижающей и повышающей зубчатой передачи. Построение модели по инструкции. Выработка навыков запуска и остановки программы. Понятие ведомого колеса 7 11. Управление моторами 12. 14. Перекрёстная и ременная передача. Снижение и увеличение скорости. Коронное зубчатое колесо. 15. 16. Червячная зубчатая передача. Кулачок и рычаг. 13. датчиками и Установка мощности моторов и датчиков при программировании. Датчик поворота Датчик наклона Отработка перекрёстная и ременной передачи. Построение моделей показанных на инструкции. Сравненение передач Знакомство со способами снижения и увеличения скорости. Построение модели. Установка скорости вращения зубчатых колёс разных размеров. Познакомить с коронной передачей. Сравнение передач. Определять, различать и называть детали конструктора. Знакомство с червячной передачей. Сборка модели, программирование. Знакомство с кулачковой передачей. Закрепление пройденного материала. Сравнение кулачковой и коронной передач. Определять, различать и называть детали конструктора. 8 3. Организационный раздел 1. 2. 3. 4. 5. 3.1. Материально-техническое обеспечение программы Технические средства обучения Конструтор Lego простые механизмы – 4 шт. Проектор – 1 шт; Ноутбук – 1 шт. Столы Стулья 3.2.Особенности организации предметно-пространственной среды Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Незавершённые модели хранятся в контейнерах или на отдельных полках. Предусмотрено место, где можно разместить дополнительные материалы: книги, фотографии, карты – всё, что относится к изучаемой теме. Методическая литература для реализации программы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273 2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26). 3. Конвенция о правах ребенка ООН; 4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»; 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 6. Устав образовательного учреждения МБДОУ – детского сада № 489. 7. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., 2018 г. 9