Дополнительная общеразвивающая программа Лего-конструирование

Содержание
1. Целевой раздел.................................................................................................................................................. 4
1.1.

Пояснительная записка .............................................................................................................................4

1.1.1. Цель и задачи программы ......................................................................................................................... 5
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы ............................................................................... 6
1.1.3. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………….7
1.2. Диагностика освоения программы…………………………………………………………………………..8
2. Содержательный раздел .................................................................................................................................. 12
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка ............. 12
2.1.1. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) ...................................................................................................12
2.1.2. Старший дошкольный возраст (5-6 лет) .................................................................................................. 20
2.1.3. Подготовительный к школе дошкольный возраст……………………………………………………….27
2.1.2. Тематический план .................................................................................................................................... 20
2.2. Формы, способы, методы и приемы реализации программы……………………………………………...32
3. Организационный раздел…………………………………………………………………………………………35
2

3.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………………………………………….35

3

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Игры, игрушки – одно из наиболее сильных воспитательных средств, в окружении общества. Игра – это вид
деятельности в условиях ситуации, направленных на восстановление и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра является ведущим видом деятельности
дошкольника. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства,
интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадает им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и
прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.
Лего-конструкторы в современном мире являются играми нового типа, которые при всём своём многообразии
исходят из совместной идеи и обладают характерными особенностями. Любая игра с конструктором представляет
собой комплект задач, которые ребёнок решает с помощью деталей конструктора. Дети всего мира могут общаться на
одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный и разнообразный мир, в котором они растут.
Детскими психологами доказано, что, если в жизни ребёнка не присутствует образная игра – он начинает
неадекватно воспринимать окружающий мир.
В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребёнка, игрушками
Лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирают другие
модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь.

4

Актуальность. Современное образование, нацелено на усвоение определённой суммы знаний. Совместно с тем
необходимо развивать личность ребёнка и его познавательные способности. Конструкторы Лего побуждают
практическое и умственное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение
и способности общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к толкованию и самовыражению.
Лего-конструирование дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а
двух и более наборов лего, можно собрать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих
сюжетные игры.
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Лего-конструирование в
детском саду», «Методический комплект учебных материалов к наборам Lego». Особая индивидуальность и новизна
программы, выражается в реализации задач по развитию творческих и конструктивных способностей через игровые
мини-проекты с внедрением конструкторов Лего.
1.1.1. Цель и задачи программы
Цель воспитать свободную творческую личность посредствам конструирования из Lego и применения
информационных технологий, научить азам планирования, основам инженерной мысли, техническим навыкам
построения материальных объектов
Задачи:
- формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
-

развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;

- обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу;
- развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников
(творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального)
5

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь
одну функцию, необходима системная работа.
Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет)
определяет и дополняет развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий,
повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации
функции.
6

Взаимодействия
Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной
реализации способностей ребёнка. Повышение

уровня познавательного и интеллектуального развития детей.

Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности
детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.
1.1.3. Планируемые результаты освоения программы
Результатами

освоения

программы

являются

целевые

ориентиры

дошкольного

образования,

которые

представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:


Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и

самостоятельность

в

разных

видах

деятельности

–

игре,

общении, познавательно-исследовательской

деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;


У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,

может контролировать свои движения и управлять ими;


Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в

разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;


У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание

экспериментировать, творить, изобретать;
7



У ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с

точки зрения практического назначения объектов;


Ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;




Ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
Ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции

как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои;


Ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;



Знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов;



Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и

самому себе, обладает чувством достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ребенок достаточно хорошо владеет устойчивой речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
1.2. Диагностика освоения программы
Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеразвивающей программы – «ЛЕГО – конструирование»
включает следующие блоки информации о результатах деятельности:
 Воспитание и образование дошкольников в соответствии с ДОО программой;
 Методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
 Материально-техническое и финансовое состояние.
8

Изучение результативности работы педагога строится на основе: входной и (результат каждой возрастной
ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить
изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по
совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из
методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2018 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, педагог
ставит показатель «часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения ДОО
программы, проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высоко формализованным методикам не
требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в
самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (педагог
может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель
не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований ДОО программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную
педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем
учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
9

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй
уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их
деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических
игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
Диагностическая карта в средней группе
ФИ

Называет

Называет

детали

форму

Сен

Май

Сен

Умеет сцеплять
детали
конструктора

Май

Сен

Май

Строит
элементарные
постройки по
творческому
замыслу

Строит

Сен

Сен

Май

по

образцу

Строит

по

схеме

Называет
детали,
изображенны

Умеет
рассказать

о

постройке

е на карточке
Май

Сен

Май

Сен

Май

Сен

Май

Диагностическая карта в старшей группе
ФИ

Называет
детали
конструкто
ра
сент

май

Работает по
схемам
сент

май

Строит
сложные
постройки
сент

май

Строит по
творческом у
замыслу

Строит
по
подгруппам

Строит по
образцу

Строит по
инструкции

сент

сент

сент

сент

май

май

май

май

Умеет
рассказать о
постройке
сент

май

10

Диагностическая карта в подготовительной к школе группе
ФИ

Называет все
детали
конструктора
сент

май

Строит
более
сложные
постройки

Строит по
образцу

Строит по
инструкци
и педагога

Строит по
творческом
у замыслу

Работает в
команде

Использует
предметы
заместители

Работа над
проектами

сент

сент

сент

сент

сент

сент

сент

май

май

май

май

май

май

май

11

2. Содержательный раздел
2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка
2.1.1. средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Первое полугодие:
 расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;
 использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем;
 учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию;
 формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней
изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе
пространственного расположения деталей и их соединения;
 учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
 формировать умение строить по схеме;
 учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между
собой;
 конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать
её общее описание;
 развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Второе полугодие:
12

 закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;


учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;



правильно называть детали лего-конструктора;



продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;



учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;



сравнивать полученную постройку с задуманной;



развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.

Примерное распределение занятий на год:
- конструирование по образцу и преобразование образца по условиям;
- конструирование по условиям;
- конструирование по замыслу.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
План анализа образца:
 рассмотреть объект в целом;
 выделить цвета деталей;
 назвать детали лего-конструктора
 установить пространственное расположение частей постройки.

13

После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к
совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности,
давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с
задуманной.
Тематический план для средней группы
N
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Название раздела, темы
Конструирование по замыслу
«Башня»
«Строим лес»
«Мостик»
«Весёлые утята»
«Красивые рыбки»
«Гусёнок»
Конструирование по замыслу
«Улитка»
«Большие и маленькие пирамидки»
«Ворота для заборчика»
Конструирование по замыслу
«Лесной домик»
«Мебель»
«Русская печь»
Конструирование по замыслу
«Загон для коров и лошадей»
14

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

«Грузовик»
«Дом фермера»
«Мельница»
«Знакомство со светофором»
«Робот»
Конструирование по замыслу
«Мы едем в зоопарк»
«Слон»
«Обезьяна»
Конструирование по замыслу
«Ракета, космонавты»
«Грузовая машина с прицепом»
«Корабли»
«Поезд»
Конструирование по замыслу
«Разные профессии»
«Пожарная машина»
«Самолет»
Конструирование по замыслу

Содержание тематического плана в средней группе
Месяц
Сентябрь

Тема
Конструирование
по замыслу

Цели
Закреплять навыки, полученные в младшей группе.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
15

Башня
Строим лес
Мостик
Октябрь

Весёлые утята
Красивые рыбки
Гусёнок
Конструирование
по замыслу

Ноябрь

Улитка
Большие и
маленькие

Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизувверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к
конструктору.
Закреплять умение строить лесные деревья.
Учить отличать деревья друг от друга.
Закреплять названия деталей, цвет.
Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг
на друга.
Разучивать стихотворения про утят.
Учить строить утят, используя различные детали.
Уточнять и расширять представления о рыбах.
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Учить строить морских обитателей.
Учить строить из конструктора гусёнка.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить улитку.
Воспитывать добрые отношения.
Развивать память, мышление, внимание.
Учить строить разные пирамидки.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Учить бережно относиться к конструктору

пирамидки
Ворота для
заборчика

Учить строить ворота для заборчика.
Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло».
16

Конструирование
по замыслу
Декабрь

Лесной домик
Мебель
Русская печь
Конструирование
по замыслу

Январь

Загон для коров
и лошадей
Грузовик
Дом фермера
Мельница

Февраль

Знакомство со
светофором

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учит строить дом.
Распределять детали лего-конструктора правильно.
Развивать творческое воображение, навыки конструирования.
Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части.
Учить анализировать образец.
Рассказать о русской печке.
Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку из конструктора.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить загоны по условиям.
Развивать глазомер, навыки конструирования.
Мелкую моторику рук
Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора.
Учить строить большой дом для фермера.
Развивать фантазию, творчество.
Учить доводить начатое дело до конца.
Учить строить мельницу.
Развивать воображение, фантазию.
Учить слушать сказку.
Рассказать о светофоре.
Закреплять навыки конструирования.
17

Продолжение
знакомства со

Продолжать знакомить со светофором.
Учить правила дорожного движения.
Строить проезжую часть и надземный переход.

светофором
Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить из лего-конструктора.
Конструирование Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
по замыслу
давать общее описание.
Мы едем в
Учить отличать хищников от травоядных животных
Робот

Март

зоопарк
Слон
Обезьяна
Конструирование
по замыслу
Апрель

Ракета,
космонавты

Учить строить слона.
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Учить строить обезьяну.
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Рассказать о космических ракетах и космонавтах.
Учить строить ракету и космонавтов.

Грузовая машина Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её
элементы с частями предмета.
с прицепом
Корабли

Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования.
Закреплять имеющиеся навыки конструирования.
18

Поезд
Конструирование
по замыслу
Май

Разные

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать
пространственное расположение построек.
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом,
основными частями поезда.
Развивать фантазию, воображение.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель).

профессии
Пожарная
машина
Самолёт
Конструирование
по замыслу

Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора
пожарную часть и пожарную машину.
Развивать творчество и логическое мышление.
Учить понимать нужность профессии.
Рассказать о профессии лётчика.
Учить строить самолёт, выделяя функциональные части.
Развивать интерес и творчество.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

19

2.1.2. Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Первое полугодие:
 развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном
расположении, относительной величине, различии и сходстве;
 развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;
 учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;
 продолжать знакомить с новыми деталями;
 добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
 учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение,
соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
 учить работать с мелкими деталями;
 создавать более сложные постройки;
 работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
 учить рассказывать о постройке других воспитанников;
 самостоятельно распределять обязанности;
 учить помогать товарищам в трудную минуту;

20

 возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
 формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
 направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций;
 развивать творческую активность;
 навыки межличностного общения и коллективного творчества;
 способности к анализу и планированию деятельности;
 интерес к лего-конструктору.
Примерное распределение занятий на год:
- конструирование по образцу и преобразование образца по условиям;
- конструирование по условиям;
- конструирование по замыслу.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
Основные формы занятий:
- моделирование по схеме, замыслу, образцу;
- работа над проектами (второе полугодие).
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит
работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу
других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:

21

- подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта;
- основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях;
- заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за
оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Тематический план в старшей группе
N
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Название раздела, темы
Конструирование по замыслу
«Избушка на курьих ножках»
«Мостик через речку»
«Колодец»
«Дом лесника»
«Разные домики»
«Кафе»
Конструирование по замыслу
«Плывут корабли»
«Катер»
«Пароход»
Конструирование по замыслу
«Зоопарк»
«Слон»
«Верблюд»
Конструирование по замыслу
«Домашние животные»
«Дети»
22

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

«Дом фермера»
Конструирование по замыслу
«Грузовой автомобиль»
«Пожарная часть»
«Самолёт»
Конструирование по замыслу
«Поезд мчится»
«Беседка»
«Пастбище»
Конструирование по замыслу
«Ракета, космонавты»
«Светофор, регулировщик»
Конструирование по замыслу
«Робот»
«Речные рыбки»
«Аквариум»
«Лабиринт»
«Попугай»
Конструирование по замыслу

Содержание тематического плана в старшей группе
Месяц
Сентябрь

Тема
Конструирование
по замыслу
Избушка на

Цели
Закреплять навыки, полученные в средней группе.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу
23

курьих ножках
Мостик через
речку
Октябрь

Колодец
Дом лесника
Разные домики
Кафе
Конструирование
по замыслу

Ноябрь
Плывут корабли

Катер
Пароход
Конструирование
по замыслу
Декабрь

Зоопарк
Слон
Верблюд

Учить строить мостик.
Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.
Учить доводить начатое дело до конца.
Учить коллективно строить простейшую постройку.
Учить строить большой дом для лесника.
Учить строить домики разной величины и длины.
Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.
Закреплять навыки, полученные в средней группе.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Рассказать о водном транспорте.
Учить строить корабли.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Учить выделять в постройке её функциональные части.
Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение
постройки, выделять в ней существенные части.
Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт».
Закреплять знания водном транспорте. Закреплять навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять представления о многообразии животного мира.
Развивать способность анализировать, делать выводы.
Учить строить слона.
Развивать творческие навыки, терпение.
Учить строить верблюда.
24

Конструирование
по замыслу
Январь

Домашние
животные
Дети
Дом фермера
Конструирование
по замыслу

Февраль

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть
Самолёт
Конструирование
по замыслу

Март

Поезд мчится
Беседка
Пастбище

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку.
Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.
Учить строить мальчика и девочку.
Учить рассказывать о постройке
Учить находить материал для постройки.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить создавать сложную постройку грузовой машины.
Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного.
Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной
части.
Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.
Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях.
Учить строить беседку.
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для
человека.
Воспитывать любознательность.
25

Конструирование
по замыслу
Апрель

Ракета,
космонавты
Светофор,
регулировщик
Конструирование
по замыслу
Робот
Речные рыбки

Май

Аквариум
Лабиринт
Попугай
Конструирование
по замыслу

Учить строить загоны для домашних животных разными способами.
Учить строить загоны для домашних животных разными способами.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей страны.
Учить строить ракету по схеме.
Закреплять знания о светофоре.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Показать игрушку робот.
Учить строить робота.
Учить строить рыб.
Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.
Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум.
Познакомить с плоскостным конструированием.
Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить с плоскостным конструированием.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

26

2.1.3. Подготовительный к школе дошкольный возраст (6- 7 лет)
Первое – второе полугодие:
 обучать конструированию по графической модели;
 учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание,
назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в
пространстве;
 учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе,
распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать
в соответствии с общим решением).
Примерное распределение занятий на год:
- конструирование по образцу и преобразование образца по условиям;
- конструирование по условиям;
- конструирование по замыслу;
- занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей).

27

Тематический план в старшей группе
N
п/п

Название раздела, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Конструирование по замыслу
«Красивый мост»
«Мы в лесу построим теремок»
«Избушка Бабы Яги»
«Грузовик везет кирпичи»
«Корабль»
«Аэропорт»
Конструирование по замыслу
«Многоэтажные дома»
«Магазины»
«Детский сад»
Конструирование по замыслу
«Животные на ферме»
«Овечка»
«Дом фермера»
Конструирование по замыслу
«Качели»
«Карусели»
«Беседка для ребят»
«Горка»
«Городской транспорт»

28

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

«Светофор»
«Знакомство с дорожными знаками»
Конструирование по замыслу
«Играем в зоопарк»
«Слон»
«Верблюд»»
Конструирование по замыслу
«Ракета, космонавты»
«Космический корабль»
«Луноход»
Конструирование по замыслу
«Паровоз везет товары»
«Станция»
«Дома нашей улицы»
Конструирование по замыслу

Содержание тематического плана в подготовительной к школе группе
Месяц
Сентябрь

Тема
Конструирование
по замыслу
Красивый мост
Мы в лесу
построим
теремок
Избушка Бабы

Цели
Закреплять полученные навыки в старшей группе.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке.
Развивать творческое воображение.
Учить подражать звукам и движениям персонажей.
Учить строить теремок.
Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы
29

Октябрь

Яги
Грузовик везёт
кирпичи
Корабль
Аэропорт
Конструирование
по замыслу

Ноябрь

Многоэтажные
дома
Магазины
Детский сад
Конструирование
по замыслу

Декабрь

Животные на
ферме
Овечка
Дом фермера

Яги.
Учить строить по схеме.
Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе.
Закреплять навыки конструирования.
Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету.
Устанавливать пространственное расположение построек.
Учить строить разные самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки
конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему.
Давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Формировать обобщённые представления о домах.
Закреплять названия магазинов, их виды.
Учить строить детский сад.
Развивать память. Внимание.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе
для человека.
Воспитывать любознательность, навыки конструирования.
Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В.Степанова :
«Кошка», «Петух», «Овечка».
Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных.
Закреплять навыки строить по схемам.
Учить строить двухэтажный дом фермера.
30

Конструирование
по замыслу
Январь

Качели
Карусели
Беседка для
ребят
Горка

Февраль

Городской
транспорт
Светофор
Знакомство с
дорожными
знаками

Март

Апрель

Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях.
Учить строить по замыслу.
Развивать творчество, навыки конструирования.
Учить строить сложную постройку.
Продолжать строить сложную постройку.
Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти.
Развивать память, навыки конструирования.
Учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и
расположения.
Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность,
внимание, память.
Учить строить автобус.
Закреплять знания о светофоре.
Познакомить с дорожными знаками.
Учить строить дорожные знаки на плате.

Закреплять полученные навыки.
Конструирование Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
по замыслу
давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.
Слон
Учить строить слона с большим хоботом.
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Верблюд
Учить строить одно и двугорбых верблюдов.
Закреплять полученные навыки.
Конструирование Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
по замыслу
давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Ракета,
Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине.
31

космонавты
Космический
корабль

Учить строить ракеты.
Рассказать о космическом корабле.
Учить строить космический корабль.
Рассказать о луноходе.
Учить строить луноход из деталей конструктора.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом,
основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.
Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для
паровозиков.
Закреплять умение строить домики.

Луноход
Конструирование
по замыслу
Май

Паровоз везёт
товары
Станция
Дома на нашей
улице

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему,
давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.

Конструирование
по замыслу

2.2 Формы, способы, методы и приемы реализации программы
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок,
исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамоноваи др. были рекомендованы к использованию следующие
формы организации обучения:
2. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из
деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма
32

обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании.
Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе
которого лежит подражательная деятельность, - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие
переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
3.

Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребёнка

очертание отдельных её элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного
материала. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа ёе решения. Постановка таких
задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование
по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
4. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов её возведения,
определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое её назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный
характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение
анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
5. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой
деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные
особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В
результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
33

6. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей и
проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство
обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и
умения, полученные раннее.
Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных
построек, выбирают материал и способы их выполнения. Это достаточно распространённая в практике форма
конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы
детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и
закрепление знаний и умений.

34

3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение класса
необходимым оборудованием (столы, стулья, магнитная доска, ноутбук, конструктор LEGO Education)
Методическая литература для реализации программы
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2. Коноваленко С.В. строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира
средствами конструктора LEGO). М., 2001.
3. Куцакова Л.В. конструирование и художественный труд в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез 2017.
4. Мельникова О.В. Лего-конструирование. – Волгоград: Учитель, 2012.
5. Новикова В.П. Лего-мозаика в играх и занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Селезнева Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека). М., 2007.
7. Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх с Lego-конструктором. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
8. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2018 (Библиотека
современного детского сада

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».